Александр Огарёв: «Благодаря пандемии я открыл для себя и полюбил Кинешму»

В Кинешемском драматическом театре имени А.Н.Островского состоялся выпуск спектакля «Как Зоя гусей кормила» по пьесе Светланы Баженовой. Его поставил столичный режиссер Александр Огарев. Это уже второй его спектакль на кинешемской сцене после очень успешной «Снегурочки». Мы побеседовали с режиссером о нынешней ситуации и особенностях работы над спектаклем.

Александр Огарёв

– Александр Анатольевич, на Ваш взгляд, для театра карантинная эпопея – это потерянное время или возможность подняться на новую ступень, открыть новый путь?

– Кризис может по-разному отозваться как для разных людей, так и для разных театров. Люди могут впасть в уныние, прекратить вообще какое-то саморазвитие и в результате выйти из кризиса с потерями. Театры тоже могут впасть в застой, а могут найти формы для самосовершенствования, чтобы продолжать внутренние процессы, развиваться и в конце концов подойти к финалу пандемии, а мы же с вами все оптимисты и верим, что в конце концов это закончится, в хорошей форме, с новыми идеями и правильным, хорошим, новым настроением.

– Для Вас лично эти полгода пропали впустую, или Вы что-то новое открыли для себя?

– Все в этой ситуации открывают для себя новое. Она неожиданная. Мы привыкли планировать свою жизнь, идти от одного этапа к другому, и вдруг оказались в ситуации, когда все планы рушатся к чертям, и нужно открывать для себя какие-то прелести ситуации. Для меня этими прелестями стали, прежде всего, обилие возможностей посмотреть видео крутых спектаклей крутых режиссеров, которые в начале пандемии транслировались в огромном количестве. Вторая возможность – это освобождение времени для личной жизни. Это для меня совпало с приездом в Кинешму. И я вдруг другими глазами взглянул на город. Мы приехали с женой и много времени провели с Александром Вороновым (заведующий литературно-драматургическеой частью театра – прим. ред.) и его супругой Мариной. Гуляли по Кинешме, ездили в Щелыково. Оказалось, что это безумно красивые и интересные места. Александр открыл для нас очень много новых мест, рассказал очень много чудесных историй. Я всегда ценил заграницу, ее красоты, и вдруг оказалось, что тут, в центре России, столько удивительного, что я реально полюбил эти места. И с каким-то другим чувством приехал сейчас. Испытываю колоссальное удовольствие от общения с Кинешмой. Раньше она стояла между других планов и была без таких подробностей. А тут вдруг Кинешма оказалось главной. И здесь стало так хорошо!

– Это открытие коснулось кинешемского театра?

– Да. С актерами работать вдруг стало очень приятно. То ли это издержки пандемии, то ли ее достоинство, но я увидел каких-то идеальных актеров. И в июле, и сейчас они слышат, воспринимают, делают. Они оказываются дико талантливыми. Все могут.

– Видимо, изголодались по работе…

– Да. Как будто работа для них – это хлеб. Они впитывают и выдают из себя краски, через которые их самих интересно рассматривать. Предстают как личности.

На репетиции

– Вспомним «Снегурочку». Сегодня складывается стойкое ощущение, что этот спектакль увидела не только Кинешма, но и вся театральная Россия…

– К моей большой радости спектакль продолжает жить. Только что он вернулся с фестиваля в Липецке, где, как мне рассказали, критики говорили хорошие слова, а зрители воспринимали все очень тепло. И я чувствую большую благодарность кинешемским актерам. Непросто, когда редко играешь спектакль, сохранять его в себе. Если есть какое-то живое тепло внутри, он продолжает жить. Мы все чувствуем, что наша работа не банальна, что она имеет право занять свое место в ряду всех «Снегурочек». Это не просто перечитывание текста и иллюстрация сказочных ситуаций, но взгляд на вещи. И актеры этот взгляд все больше и больше присваивают. Летом был прогон, и я вижу, что главные герои прорастают этой темой, она им близка и они ее делают своей, а не просто каким-то отвлеченным сказочным рассказом.

– Пьеса Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила» очень популярна в России, ставится на многих сценах. Это Ваш выбор?

– Это была моя идея, которую поддержали и директор театра Н.В.Суркова, и весь коллектив. В работе над спектаклем я впервые столкнулся с заслуженной артисткой Чеченской республики Натальей Гоголевой. И это стало для меня еще одним громадным открытием. Это мощнейшая актриса. Я немало работал с актерами в возрасте, и могу с уверенностью сказать, что в отличие от многих других она сохранила в себе и профессионализм, и открытость, и наивность восприятия. В ней нет снобизма и подобных человеческих черт, которые портят общение с актерами. Такое впечатление, что Наталья Гоголева идеальная актриса. Она все умеет, у нее замечательный голос, замечательный темперамент, замечательные внутренние качества. И этим всем она наполняет роль. Огромное наслаждение с ней общаться.

– В пьесе раскрывается бытовая история. Не совсем обычная, но все равно легко проецируется на нашу жизнь. В своем спектакле Вы немного романтизируете сюжет. Как Вы пришли к такому варианту?

– Скорее не романтизирую, а поэтизирую. Мне кажется, что Зоя, которую как раз и играет Наталья Гоголева, персонаж неожиданный для современной драматургии. Он вбирает в себя все времена: и дореволюционный период, и советскую власть, и перестройку, и современность. Это женщина, в которой все перемешалось, и это сильно напоминает период карантина, когда возникает непонимание, в каком времени мы живем. Все остановилось. А интернет выдает, что у тебя в друзьях и религиозные люди, и атеисты, и представители разных эпох. И это наша Россия, которая напоминает непонятный компот представлений, идей… Люди запутались, что хорошо, что плохо. И Зоя символизирует такое скопление хаоса разных времен и удерживает при себе своего сына, который хотел бы развиваться, стать современным человеком, открытым новым идеям. Но он на привязи. С одной стороны, это правильное чувство привязанности к матери, но с другой оно не дает ему развиваться, закрывает весь остальной мир. В этом метафоричность и актуальность пьесы.

Сцена из спектакля “Как Зоя гусей кормила”. Фото Ирины Бринкус

О чем Ваш спектакль?

– Как раз об этом хаосе, в который мы все погружены. Мы бы хотели сделать свою жизнь счастливой, правильной, но нас удерживают обязанности перед чем-то не совсем ясным. Мы должны соблюсти традицию и похоронить в себе новое, потому что есть представление об устоявшемся старом. И это, мне кажется, трагическая для всех нас ситуация. Кажется, что мы ее ощущаем, о ней с болью рассуждают в тех же соцсетях. Но при этом выхода как будто бы нет. Маму мы любим. Но мама из другого времени. Наша метафорическая собственная мама не умирает в нас и не дает прорваться в то время, в котором живет весь цивилизованный мир.

– Будем надеяться, что карантин закончится, и зрители придут на спектакль «Как Зоя гусей кормила». Что бы Вы пожелали кинешемской публике?

– Кинешемский зритель непростой, особенный, воспитанный на традициях, правилах. При этом неоднородный. Одни ждут от театра нового, другие – старого. Это нормальное деление. Но самое главное, что все относятся к театру горячо. И это меня радует. Я успел почувствовать, что поход в театр для кинешемцев — это событие. И каждый идет с ожиданием. И это рождает чувства негативные или позитивные. Мнения могут сталкиваться. И мне кажется, это на пользу интереса к театру. И Кинешемский драматический театр достоин такого интереса. Это уникальное явление, в котором собраны и хорошие актеры, и хорошие работники. И они живут театром, и делают все, чтобы он становился лучше.

Беседовал А.Пискунов

 

Оставьте комметарий

Или войти с помощью:  

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *