Кинешемской “Бесприданнице” – 80 лет

27 августа – День российского кино. В связи с этой датой мы решили вспомнить страницы истории легендарной «Бесприданницы», снимавшейся в Кинешме и вышедшей на экраны 80 лет назад.

Благодаря этому фильму режиссера Якова Протазанова  Кинешма впервые предстала на киноэкранах страны и всего мира. Премьера состоялась 26 января 1937 года. В том же  году картина была удостоена золотой медали Международной выставки в Париже.

Уникальный колорит настоящего купеческого города на Волге придал фильму дополнительный шарм, а участие в съемочном процессе простых кинешемцев породило массу историй разной степени достоверности о знакомстве со знаменитыми актерами. Особенно – с кумиром того времени Анатолием Кторовым и дебютанткой Ниной Алисовой, которую роль Ларисы сделала знаменитой.

Вот небольшой отрывок из статьи о съемках фильма, напечатанной в журнале «Советский экран» в 1981 году:

«Кинешма с любопытством наблюдала за приготовлениями. Плотники ремонтировали городскую лестницу, спускавшуюся с крутого берега к Волге. В саду будущего дома Огудаловой вкапывались березы. Протазанов отыскал себе «консультанта по быту» — владельца доисторического извозчичьего экипажа. Старик знал прошлое купеческой Волги, нравы своего города. Оснастили и пароход, причем так ловко, что какой-то катер, команда которого не подозревала о съемках, увидев «Святую Ольгу», погнался за ней, задавая беспокойные вопросы: «Куда держите курс? Что за белогвардейская публика?»

 

 

Как снимали «Бесприданницу» – в репортажах «Приволжской правды».

В Кинешме «Бесприданницу» снимали летом 1935 года. Тогда «Приволжская правда» опубликовала отрывок из сценария и репортаж с места киносъемок, в котором представлена и «кинокухня» того времени, и взгляд обывателя на необычное зрелище, и обязательно – политический контекст.

6 августа 1935 года.

 «На Саксонке»

…Саксонка, обрыв над Волгой. Отсюда открывается замечательный вид на город, на фабрики в опаловой дали, на мечтательное Заволжье. По праву, Саксонка считается самым красивым местом, лирическим уголком в Кинешме.

Не случаен, следовательно, и выбор этого места художественным коллективом артистов, операторов и художников киноэкспедиции для съемки отдельных сцен «Бесприданницы» А.Н.Островского.

Сегодня яркий день, но по небу ходят небольшие облачка и нет-нет, да и закроют  ненадолго солнце…

На Саксонке необычное оживление. Много публики. Взрослые и дети расселись в сторонке, на лугу и внимательно наблюдают за тем, как делается будущий художественный фильм. Через год на экране они снова увидят свою родную Саксонку, Волгу, Кинешму!

А пока… Пока перед глазами зрителей простые подмостки, точно такие, какие бывают в любительских спектаклях. На подмостках изображается чисто убранная комната городской мещанки Огудаловой. Зритель видит открытое  окно, задумчивые березы за ним, в отдалении – качель, на которой в застывшей позе сидит грустная Лариса, дочь Огудаловой. Она смотрит на синюю Волгу и тихо, тихо покачивается…

Появляется режиссер, заслуженный деятель искусства тов. Протазанов. Дает сигнал.

– Приготовиться!

– Граждане, просим не шуметь: малейший шорох испортит все дело.

Все замирают. Свисток. И опять голос режиссера:

– Внимание! Начали!

Глухо зарокотал аппарат. Гордо зазвучали голоса артистов.

Кнуров Мокий Парменыч (народный артист республики Климов), крупный делец, неотрывно смотрит в открытое окно на Ларису. Говорит мягко, сдержанно:

– В Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет. Ну, понимаете, тривиального, что нужно для бедной семейной жизни.

Вздыхает, подобострастно взглядывая на Кнурова – Огудалова (заслуженная артистка республики  – Пыжова):

– Ничего нет, ничего. Ведь этот эфир…

…Вдруг завизжала собака, захрюкали свиньи.

– Стоп!

– Что такое?

– Пароход идет… Шум!

Пассажирский пароход быстро удаляется.

– Начали!

Зарокотал аппарат. Сцена кончена.

– Замечательно! Самая удачная сцена. Отметить!

Перерыв. Лариса (артистка Н.Алисова) мелкими шажками подходит к подмосткам. Живые люди! Но как они не похожи на окружающую публику: даже костюмы эпохи Островского резко отличаются от костюмов современных. Все эти Кнуровы, Огудаловы, Паратовы, мечтательные уездные барышни-мещанки типа Ларисы – выходцы из далекого прошлого, очутившиеся среди людей, далеко не похожих на них. И Лариса, даже она, не  может отыскать здесь, среди советских девушек, равных себе. Нет, она не отыщет их: ее подруги умерли вместе с той эпохой, чудовищной, страшной и дикой!

***
Съемка продолжается. Публика не уходит. Она не уходит потому, что зрелище это необычное для нее. Увидеть, как делаются фильмы, разгадать многие секреты киноискусства, конечно, интересно, но все-таки присутствие таких зрителей, как маленькие ребятишки и даже грудные дети, с которыми приходят матери, – мешают работать. Зрители не понимают, что посторонний звук в момент съемки (случайный выкрик, плач ребенка, шорох) портит дело.

Давайте же, товарищи, не мешать киноэкспедиции делать съемки. Так будет полезнее и лучше!

Дм.Беликов

***

О том, что не все было в работе киногруппы гладко, «Приволжская правда» рассказала в номере 2 августа 1935 года и призвала

 «Окружить вниманием работу киноэкспедиции»

Съемки кинофильма «Бесприданница» имеют большое культурное значение.

Коллектив киноэкспедиции крайне нуждается в конкретной хозяйственной помощи со стороны местных организаций, и прежде всего, горсовета и горпрофсовета. Однако никто из них должной помощи не оказывает.

Директор киноэкспедиции тов. Кон настойчиво просил горсовет отменить распоряжение о разборке церковной ограды спасской (со строчной буквы – так в тексте, прим. ред.) церкви, так как ограда будет необходима для съемок отдельных кадров фильма. Горсовет обещал сделать это, но до сих пор рабочие продолжают разрушать ограду.

– Все наши бутафорные и декоративные установки на «Саксонке», – говорит пом. режиссера тов. Кадочников, – никем не охраняются.

Для съемки одного из кадров нами были посажены деревья, устроен досчатый заборчик. Все это растащили, разломали, пришлось затрачивать время для восстановления.

Толпы праздных зевак не дают возможности проводить работу в нормальных условиях, а милиция не считает своим долгом поддерживать порядок на территории съемок.

Горпрофсовет еще не задумался над тем, чтобы организовать встречу киноколлектива с рабочей общественностью предприятий, а ведь рабочим небезынтересно было бы прослушать и обсудить сценарий.

Разумеется, что после такой встречи изменилось бы и само отношение к производству съемочных работ.

Киноэкспедиция, ее работа, должны быть окружены подлинным вниманием со стороны районных организаций и всей пролетарской общественности города и фабрик.

Дм.Волгин

Материал подготовлен при содействии Кинешемского городского архива

Оставьте комметарий

Или войти с помощью:  

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *