«Гроза» не прошла стороной
Последним спектаклем конкурсной программы фестиваля «Горячее сердце» стала постановка «Грозы» А.Н.Островского. Ее на родину Катерины привез Великолукский драматический театр.
Свою версию трагедии невестки кинешемской Кабанихи гости из Псковской области играли, возможно, рядом с тем местом, где происходили реальные события, что легли в основу пьесы. Согласно одной из городских легенд, в доме купчихи, которую Островский вывел под фамилией Кабановой, сейчас располагается военкомат.

Сцена из спектакля “Гроза”: Катерина (арт. А.Бичай) и Варвара (арт. Д.Корнева).
«Гроза» для Великолукского театра – спектакль особый. Во-первых, его поставил очень талантливый молодой режиссер Илья Ротенберг, который слишком рано ушел из жизни. Во-вторых, спектакль вошел в лонг-лист премии «Золотая маска» 2020 года.
На пресс-конференции перед спектаклем гости высказали свои мысли.
– Я поездил по волжским городам и могу сказать, – поделился художественный руководитель Великолукского театра Юрий Печенежский, – что среди малых городов могу назвать Кинешму наиболее уютным. Здесь чувствуется «островщина» в хорошем смысле слова.
– Мое ощущение, – призналась исполнительница роли Кабановой актриса Александра Комолова, – что пьеса чрезвычайно злободневна. Взаимоотношения старшего поколения с младшим за 160 лет не изменились. Порой даже кажется, что они стали еще острее.
Сам спектакль произвел на кинешемских зрителей очень мощное впечатление. Как отметил Александр Осокин, который не пропустил на фестивале ни одного спектакля, к финалу глаза у публики стали «запотевать».

Сцена из спектакля “Гроза”: Кудряш (арт. К.Парменов) и Борис (арт. А.Иващенко).
Внушает уважение убедительность существования актеров в предложенных обстоятельствах. Они не играют, а живут. Нечасто увидишь, чтобы по ходу спектакля происходило постоянное развитие характера героев. Конечно, в этом огромная заслуга режиссера, когда в каждой следующей сцене раскрываются новые черты персонажей. Постановщик не дает зрителям расслабляться. Стоит немного отвлечься, и ты рискуешь не узнать тех, кто находится на сцене.

В центре – исполнительница роли Кабанихи Александра Комолова.
Единственное, что постоянно мешало с головой погрузиться в водоворот страстей, это сценография. Герои вынуждены находиться в интерьере заброшенной общественной бани, который, в отличие от них, не меняется на протяжении всего спектакля. Да, все вроде бы функционально и много раз формально обыгрывается по ходу действия. Понятна и метафоричность посыла, когда обшарпанный советский кафель уже не может скрыть церковные фрески. Но все равно фон выглядит чужеродным. Полное погружение наступает только во время последнего разговора Катерины (актриса Алина Бичай) с Борисом (актер Алексей Иващенко), когда сцена освещена лишь карманными фонариками, и стен попросту не видно.
В целом «Гроза» из Великих Лук оставила самые приятные ощущения. Хочется еще раз увидеть этих замечательных артистов в других спектаклях. Было бы здорово организовать обменные гастроли.