«Здесь будет город-сад»
Так педагоги и ученики Дьячевской школы решили назвать свой проект, который представляли на V межрегиональном фестивале инноваций “Открытый диалог-2015: опыт и перспективы” в Ивановском институте развития образования. Проект, направленный на популяризацию чтения среди школьников, признан победителем.
Отправной точкой проекта стали слова Нобелевского лауреата Иосифа Бродского: “Если не читает один человек – это его личная трагедия. Но если не читает вся страна – это трагедия нации”. Чтобы эти слова не стали осуществленным пророчеством, надо увидеть и проанализировать сегодняшнюю ситуацию в области чтения современных школьников, обозначить проблемы, попытаться найти из них выходы. Они видятся педагогам школы в обращении к читательским семейным традициям и читательскому опыту учителей школы, тем более что 2015 год назван Годом литературы.
Проект “Здесь будет город-сад” состоит из мини-проектов классов “Книжное древо семьи”, где на “деревьях” будут вывешены макеты обложек любимых семейных книг, выполненные ребятами, и проекта педагогов школы “Светлые страницы детства”. Этот читательский “сад” мы планируем разместить в фойе нашей школы.
Подчеркнем, что понятие “приобщение” к чтению характеризует процесс, означающий не навязывание внешних и чужих норм, а взаимное встречное движение, направляемое духовно-нравственными ценностями.
Надеемся, что среди родителей найдутся люди, которые будут благодарны за повод вспомнить свое детство, достать из книжного шкафа любимые книги и окунуться в радость близкого общения со своим ребенком.
Активное участие в разработке проекта на стадии защиты и презентации приняли директор школы И.Ю.Борисова, педагоги Т.Н.Анисимова, С.А.Анисимов, М.В.Баканова. В дальнейшем к реализации проекта подключатся все учителя.
Наша идея нашла поддержку и в институте развития образования, о чем свидетельствует звание лауреата, полученное при защите проекта.
Социальными партнерами проекта являются, конечно же, семьи учеников школы, а также поселковая библиотека и медицинский центр “Решма” в лице главного врача М.В.Кизеева, который горячо поддержал идею.
Реализуя проект, педагогический коллектив пытается создать условия, при которых “ген чтения”, о котором спорят ученые, не только имел бы возможность проявить себя, но и способствовал бы формированию навыка, привычки, а позднее – потребности в чтении. Наш опыт в реализации проекта становится убедительным свидетельством главного принципа приобщения к книге – без “повелительного наклонения”, а “через радость, труд, творчество и общение”.