Учитель, перед именем твоим… (Часть третья)
28 апреля – 85-летний юбилей у Зои Федоровны Лебедевой. Это человек, не нуждающийся в представлении для многих и многих кинешемцев разных поколений. Для остальных скажем коротко: ЛЕГЕНДАРНЫЙ ПЕДАГОГ. Учитель русского языка и литературы. Работала в вечерней школе и медицинском училище, в школах №10 и имени Д.А.Фурманова, в «фурмановской» – 13 лет директором.
«Букет» воспоминаний и пожеланий для Зои Федоровны продолжают пополнять коллеги, среди которых есть и ее бывшие ученики. Предыдущие части «букета» ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.
Галина Степановна Калинина, учитель-ветеран школы им. Д.А.Фурманова:
Лебедева Зоя Федоровна! Так кто же она для меня? Вожатая, коллега по школе, настоящий друг по жизни! Но обо всем по порядку.
Мы обе из одного «гнезда». А «гнездо» – это средняя школа №4 (нынче лицей) города Кинешмы.
Сентябрь 1950 года, я уже в 7-м классе, перемена, в класс входит высокая красивая девушка.
«Я – ваша вожатая, меня зовут Зоя Щегловская». Она была всегда с нами: сбор макулатуры, пионерские слеты, занятия спортом… Зоя была капитаном школьной команды легкоатлетов. Она готовила нас к вступлению в комсомол, учила с нами устав комсомола, давала рекомендации…
Через два года мои пути с Зоей разошлись. Окончив школу с золотой медалью, Зоя поступила в МГУ, а я училась в Иванове.
Вновь пересеклись наши пути много лет спустя. Мы в одной школе, в нашей родной – №4 (уже имени Д.А. Фурманова). Зоя – филолог, я преподаю французский и немецкий. Затем Зоя Федоровна Лебедева – завуч и директор школы, я – ее заместитель по воспитательной работе. Те годы работы в школе я вспоминаю как самые лучшие в моей педагогической деятельности.
Зоя Федоровна сумела превратить буквально всех, учителей и учащихся, в один дружный коллектив единомышленников, в одну дружную семью.
Атмосфера в школе была атмосферой гуманизма самой высокой пробы, дружелюбия и творчества. Центрами воспитательной работы оставались Литературный музей Д.А. Фурманова, Музей боевой славы, клуб интернациональной дружбы (КИД) «Нормандия-Неман («Красная гвоздика»)», литературный клуб «Иволга».
Но появилось и новое. Возникли новые (и на долгие годы) традиции: День рождения школы (27-28 сентября), День знатного земляка, День науки (всегда 12 апреля). Это были красивые, эмоциональные школьные праздники. «Генератором» этих праздников была Зоя Федоровна, а весь (!) коллектив учителей, учащихся классов – активные участники. Это и поисковая работа, и подготовка докладов, рефератов, переписка, проведение самых торжеств.
Престиж школы был высок, и не только в Кинешме. По инициативе Ивановского института усовершенствования учителей и директора школы Зои Федоровны впервые появились педагогические классы. Это была профориентация на педагогическую профессию. Десять лет! За эти годы большинство учащихся педклассов убедились в правильности выбора будущей профессии: только в нашей школе работают несколько бывших педклассовцев.
Удивительно, ну как Зоя Федоровна все успевала, ведь она была не только директором, но еще и руководителем школьного литературного музея (аж десять лет!). А школьные турслеты, «Зарница», экскурсии, постановка сказки «Про Федота-стрельца», даже походы – и везде участвует директор Зоя Федоровна.
А ее простота в общении: не панибратство, а именно душевная простота и готовность помочь, поддержать. Вот и идут к ней ученики – посоветоваться, учителя – со своими проблемами. И знают, что Зоя Федоровна и посоветует, и поможет.
Для меня Зоя Федоровна – настоящий наставник. Как учитель, я училась у нее методике, посещала ее уроки-лекции, уроки-диспуты. Училась, как сделать урок интересным, творческим, как всегда «искать изюминку».
И сейчас я хочу сказать большое спасибо этой удивительной женщине, учителю учителей и пожелать ей всех-всех благ на долгие годы.
Нина Викторовна Смирнова, учитель-ветеран школы им. Д.А.Фурманова:
Как много замечательных людей было рядом со мной на моем профессиональном пути. Зоя Федоровна – настоящая звезда. Звездой она вошла в жизнь школы и сразу же покорила всех многогранностью своей натуры: глубочайшим знанием преподаваемого предмета, внешним обаянием и коммуникабельностью, эрудицией, уникальными ораторскими данными.
Не было человека, которого «не заводило» бы ее выступление – лекции на огромные аудитории, доклад на педсовете, семинаре или на родительском собрании, перед ученическими коллективами. Мне в жизни больше не встречались люди, так великолепно владеющие речью. Увы, перенять это у меня не получилось. Божий дар дается избранным. А так хотелось на нее походить во всем!
Я училась у Зои Федоровны общению с детьми и взрослыми, решению педагогических проблем и умению обходить «острые углы». Как интеллигентно и красиво все это она делала! Мне не приходилось видеть, как она с кем-то ссорилась. Однажды, как мне кажется, она должна была меня «уничтожить» за мой недальновидный поступок. Вместо этого, уличив меня, твердо и тихо произнесла: «Нельзя так делать». И, когда мне пришлось много лет спустя разбираться с молодой учительницей, мне пришла на ум та давняя ситуация. И я тоже тогда сказала: «Нельзя так делать». Результат превзошел все ожидания.
Как трепетно Зоя Федоровна работала с молодыми педагогическими кадрами! Она нас хвалила за мелочи, не боялась выставлять на всевозможных конференциях и семинарах, доверяла нам важные дела, поддерживала наши инициативы. Своим педагогическим успехом очень многие, ставшие известными в городе и области учителя, обязаны именно тем, что рядом была Зоя Федоровна.
Наверное, благодаря тому, что мне довелось поработать заместителем Зои Федоровны, она и в определенных жизненных ситуациях стала мне примером. И до сих пор поддерживает меня, когда бывает трудно. Я привязана к ее семье, искренне люблю всех Лебедевых – Зою Федоровну, Владислава Федоровича, их красавиц и умниц дочерей, внуков и правнуков.
Ирина Юрьевна Борисова, директор Дьячевской средней школы (Кинешемский район):
Когда я
итожу
то, что прожил,
и роюсь в днях —
ярчайший где,
я вспоминаю
одно и то же…
Эти строки Маяковского всплыли в памяти не случайно. Я вспоминаю школу, которая стала судьбоносной в жизни. Это Фурмановская школа. И вспоминаю учителя, который оказал огромное влияние на меня. Это Зоя Федоровна Лебедева, хотя преподавала она в нашем классе всего один год.
Есть встречи, которые не столь долго длятся во времени, но именно они являются ключевыми, смыслообразующими. Зоя Федоровна не только по-настоящему мой Учитель литературы и русского языка, но и первый мой директор на учительском пути. Вспоминаю свой первый августовский рабочий день: мы, сидя в кабинете Зои Федоровны, взахлеб говорили о литературе. А я про себя думала: «Когда же меня заставят работать? Когда же начнется это действо под названием «трудовой путь»?» В итоге мне было сказано: «Я в Вас не ошиблась. Поздравляю с первым рабочим днем. И себя поздравляю с таким учителем». И приходилось соответствовать. А это так сложно, но по-другому нельзя! Вот уж, действительно, это человек, который «ненавидит всяческую мертвечину, обожает всяческую жизнь». С ней всегда интересно. Она до сих пор непредсказуема, молода душой, креативна, наполнена идеями, которыми щедро делится, наполнена Жизнью.
В преддверии юбилея хочется пожелать дорогому для меня человеку душевной гармонии, света, радости, тепла и только хороших людей рядом.
Сергей Александров, выпускник 1984 года, г. Оренбург:
Уважаемая Зоя Федоровна!
В этот день хочется сказать Вам много слов благодарности: за доверие, за отношение к ученикам как ко взрослым людям, за помощь в выборе профессии, за советы и подсказки, за помощь в жизни.
В этот день хочется извиниться за срыв уроков, порой за непонимание и обиды, за обман во время написания сочинения на «свободную» тему…
Но вы нас понимали, прощали и просто любили.
С днем рождения, дорогой наш Человек!
Еще долгих лет жизни.
Вы всем нам очень нужны.
Ангелина Жилянина, выпускница 1989 года, учитель средней школы №18:
«Обращаюсь к читательским черепам: неужели наш разум себя исчерпал?»- так начала урок Зоя Федоровна. И сразу тишина …
Она читает…читает…читает наизусть текст А.Вознесенского «Ров».
И мы, восьмиклассники, завороженно слушаем, сначала не понимая, но наслаждаясь звучанием, мелодикой. Потом вникаем в суть: горе, страдания, война…
А учитель читает…дети слушают и понимают, переживают…У некоторых испуг, у других – слезы на глазах…
Наверное, это и есть мастерство настоящего учителя!
«Я почувствовал некую тайную связь — будто я в разговор подключен…», – отражают слова Вознесенского суть происходящего.
Зоя Федоровна умела коснуться души ребенка художественным словом мастера!
Низкий поклон замечательному УЧИТЕЛЮ!