Сносить, нельзя спасти: стоит переставить запятую?

Исторический центр Кинешмы в последнее время преображается в результате реализации федеральных программ. Но исторический центр не ограничивается набережной великой русской реки и площадью Революции.

Дом №35 по ул. Островского. Фасад украшен пропильной резьбой, причелинами и «полотенцами».

Застройка улицы Комсомольской, улицы Островского, привокзальной площади сохраняют особый колорит провинциального уездного города рубежа XIX-XX веков.
Город начинается с вокзала. Железная дорога от Иванова до Кинешмы строилась с 1869 по 1871 год. Строительство вокзала велось одновременно с благоустройством прилегающей территории. Рядом с красно-кирпичным зданием вокзала (сейчас он оштукатурен), построенного в стиле эклектики с элементами русского стиля, создавался целый ансамбль сооружений: депо, привокзальная площадь с часовней, товарная контора и два деревянных двухэтажных жилых дома.
До наших дней дошли только здание старого вокзала, сейчас в нем находится автовокзал, товарная контора, переоборудованная под «Шаурму», и жилой дом, расположенный по адресу ул. Островского, 35. Сейчас речь как раз об этом доме.
В 2015 году он был признан  аварийным и подлежащим сносу. По данным сайта Фонда содействию реформированию ЖКХ, жильцов планируют переселить до декабря 2023 года, а в июне 2024 года запланирован снос здания.
Нет дома – нет проблем. Все законно. И все же…
Дайте слово молвить в защиту немого свидетеля 140-летней истории города. 140-летней, потому что в «Альбоме чертежей путей, зданий и мостовых сооружений существующих в России железных дорог», изданном И.И.Волгуновым в Москве  в 1872 году, есть чертеж и описание этого уже построенного здания.Дом – ровесник вокзала. Как и другие деревянные сооружения Иваново-Шуйской железной дороги, он  построен  в «русском» стиле,  украшен  «полотенцами» и наличниками с пропильной резьбой. Описание жилого дома для работников железной дороги,  в том  числе для управляющего станцией и начальника депо, которым отводились пятикомнатная и трехкомнатная квартиры на втором этаже, мы можем найти  в «Своде  памятников архитектуры и монументального искусства Ивановской области», изданном в 2000 году. Хотя отмечу, что в число охраняемых государством объектов в наши дни здание не входит.
Власти Шуи и Иванова  сумели сохранить полуторавековые деревянные здания вокзалов  и использовать их  во благо. Наш «терем» ждет снос, если  еще ранее не произойдет что-то более пугающее, с учетом соседства с местами привокзального общепита. Люди без определенного места жительства неоднократно пытались «обжить» прилегающую территорию, иногда проникая  в окна помещений первого этажа. В доме нет централизованного отопления и водоснабжения, стены и пол  разрушаются. Больно осознавать, что  люди живут в  аварийном здании, вопрос об их переселении  должен решаться не на бумаге, а на основе конкретных решений.   И очень хотелось бы обратиться к общественности: до сноса, запланированного на 2024 год,  есть время. Может быть, стоит объединить усилия неравнодушных граждан, оказать влияние на ответственные органы, найти компромиссный вариант и не допустить уничтожения все-таки памятника истории и архитектуры, как его определи ученые государственного института искусствознания, составлявшие упомянутый выше «Свод»?
В Вологде органы местной власти сделали все возможное для сохранения деревянной застройки города, сдавая  дома в аренду за 1 рубль при условии сохранения и реставрации зданий, с возможностью их использования, в том числе в коммерческих целях. Задавался ли кто-либо в нашем городе мыслью о сохранении объектов деревянной архитектуры? Существует ли особый, «кинешемский» стиль архитектурного убранства деревянного дома? Требуется компетентное мнение специалистов.
А пока я надеюсь, что запятую в заголовке статьи удастся переставить: сносить нельзя, спасти, использовать!

На днях стало известно, что принято постановление администрации Кинешмы, из которого следует, что после сноса дома по  ул. Островского, 35 земельный участок будет изъят для муниципальных нужд.

Оставьте комметарий

Или войти с помощью:  

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *