«Островский-FEST»: день третий. Армянские акценты

В Кинешме продолжается V Международный фестиваль «Островский-Fest». Интересно отметить, что третий день театрального форума, как и в прошлом году,  прошел под знаком армянской театральной культуры. И вновь фестиваль «ARMMONO» из Еревана представил на кинешемской сцене сразу два очень разных по форме и содержанию, но соизмеримых по эмоциональному воздействию на зрителей моноспектакля.

 

Исповедь жертвы на алтаре Терпсихоры

«Талант ничего не значит!» – так заявляет героиня спектакля «Варечка» по мотивам новеллы Григория Константинопольского «Бешеная балерина». Актриса Лиля Мукучан воплотила образ женщины, которая посвятила всю себя служению Терпсихоре, отказавшись ради балета от простых человеческих радостей. При этом героиня не сыграла ни одной серьезной роли и, так и не став жрицей, превратилась в жертву на алтаре безжалостной богини танцев. Век балерины недолог. И когда сцена вытянула из несостоявшейся звезды все соки, та оказалась выброшенной вон безо всякой надежды на возвращение.

Остроты и драматизма ситуации добавляет антураж всеобщей разрухи, характерной для России 1990-х годов. Но и в более благополучной обстановке главная героиня все равно оказалась бы в таком же бедственном положении — всеми брошенная, без семьи и детей, но готовая зубами ухватиться за любой шанс снова оказаться на сцене и, несмотря ни на что, железной волей заставляющая себя поддерживать тело в идеальной форме.

Зрители на протяжении всего спектакля сопереживали главной героине и в финале выплеснули все накопившиеся эмоции в шквале аплодисментов. Собравшиеся поблагодарили актрису за искренность, растворение в образе и тот слабый луч надежды, который она пронесла через весь спектакль, несмотря на полную безысходность ситуации.

На пресс-конференции актриса Лиля Мукучан призналась, что никогда не занималась танцами, даже в детстве:

Тема касается всех артистов, художников, кому не очень повезло в жизни, в профессии, ведь так бывает. Меня всегда интересовало, кто решает, талантлив человек или нет. Где та мера? Кто судьи? И спектакль именно об этом. Искусство всегда может быть только субъективным. Мне кажется, получился достойный спектакль. Мы очень любим его.

– Спектакль у вас получился очень лаконичным. Не было искушения сделать его подлиннее, дополнить, чтобы получилось более солидно?

Елена Варданян, режиссер спектакля «Варечка» (Ереван, Армения):
Было. Но мы не поддались. Я, наверное, больше наслаждаюсь творчеством и работой, чем позиционирую себя, как режиссер. Это была наша совместная работа с Лилей Мукучан, и не думаю, что спектакль получился бы таким без нее. Эта тема нас затронула, и мы должны были это делать.

Марианна Мхитарян, директор Фестиваля «ARMMONO» (Ереван, Армения):
– Могу добавить, что на следующем фестивале вы, скорее всего, увидите не менее замечательный спектакль в режиссуре Елены Варданян и в исполнении Лили Мукучан, который будет называться «Я дочь Распутина». Репетиции уже идут. Премьера в октябре.

Достоевский на армянском звучит красиво

Второй спектакль из Армении «В роли Настасьи Филипповны князь Лев Николаевич Мышкин» по мотивам романа Ф.М.Достоевского «Идиот» дал возможность фестивальным зрителям оценить талант перевоплощения замечательного актера Армена Кушкяна. Действо получилось странным и каким-то сумбурным. Артист мгновенно перевоплощался то в Настасью Филипповну, то в князя Мышкина, то в других героев бессмертного романа самого мистического русского писателя второй половины XIX века. Столь же легко переходил с русского языка на армянский и обратно. Все это буквально заворожило зрителей.

При всей лаконичности сценографического решения оформление спектакля не кажется бедным. Все, что присутствовало на сцене, будь то предметы или элементы одежды, несло не только утилитарную, но и смысловую нагрузку. Это позволило стимулировать фантазию зрителей, чтобы расширить рамки сцены.

Такая тонкая и смелая игра с содержанием, форой и пространством пришлась по душе всем, кому посчастливилось посмотреть этот замечательный спектакль. И дружные искренние аплодисменты фестивальных зрителей и коллег из других театров без лишних слов выразили чувство благодарности создателям спектакля за такое погружение в глубины человеческой души.

На пресс-конференции актер Армен Кушкян чуть приоткрыл для кинешемцев завесу тайны над тем, в чем источник такого мощного эмоционального посыла:
Я играл князя Мышкина, который перевоплощался в Настасью Филипповну, чтобы продлить ей жизнь, очистить с помощью молитвы, чтобы она наконец-то обрела покой, и самому обрсти покой. В конце он растворяется в ней, потому что настоящая любовь, это когда два человека становятся единым целым.

Директор Фестиваля «FRMMONO» Марианна Мхитарян рассказала, почему она уже второй год привозит в Кинешму свои спектакли, и поделилась планами продолжения сотрудничества:
Фестиваль — это, в первую очередь, атмосфера, которая царит в городе, в театре. А она здесь очень теплая, радушная. Ваш фестиваль имеет очень большой потенциал. И мы сегодня с госпожой директором Натальей Викторовной Сурковой договорились, что уже в апреле ваш театр приедет к нам в Ереван. И, дай Бог, контакт между двумя фестивалями будет крепнуть.

– Вопрос к артистам. Как вам игралось в Кинешме?

Лиля Мукучан:

Перед спектаклем я очень сильно волновалась, но все прошло замечательно. Я знакома с российским зрителем. Он очень благодарный. Было очень уютно. Все технические сотрудники так помогали, что мы почувствовали себя, как дома. Потрясающая сцена и зритель.

Армен Кушкян:

– Бывает так, что когда спектакль переходит на другую сцену, его приходится спасать. Но здесь было иначе. Я хочу поблагодарить технический персонал. Они с нами поработали отлично. И спектакль прозвучал даже лучше. Мы получили огромное удовольствие.

Оставьте комметарий

Или войти с помощью:  

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *