Летописец истории кинешемского кинематографа Вадим Петрович Степанов.

Кино и время

Сейчас невозможно себе представить дом без телевизора. Благодаря современным изобретениям, нам достаточно нажать на кнопку телевизионного пульта и выбрать подходящую передачу или фильм. А ведь всего 150 лет назад приходилось выстаивать немалые очереди у касс в кинотеатры для того, чтобы посмотреть короткометражный черно-белый «немой» фильм.

Аппарат для кинопоказа был изобретен в 1895 году во Франции братьями Огюстом и Луи Люмьерами. Появление техники кинематографа привело к активной съемке фильмов и их публичному демонстрированию. Менее чем через полвека кинематография стала неотъемлемой частью общественной жизни.

О том, каким видели кино сто лет назад наши земляки, в своих дневниках писал Вадим Петрович Степанов – внук основателя завода «Электроконтакт» Андрея Ивановича Бюксенмейстера.

Вадим Петрович с детства увлекался кино. В молодости окончил курсы киномехаников и за тем почти пятьдесят лет трудился в кинотеатрах и клубах. С фотоаппаратом и кинокамерой никогда не расставался, скрупулезно запечатлевая свою жизнь, жизнь семьи. В итоге в семейном архиве сохранилось много интереснейшей и важной информации, касающейся истории наших мест. Фотографии и кинофильмы, снятые В.П.Степановым, сейчас хранятся в фондах заволжского и кинешемского музеев.

В своих дневниках первые воспоминания о кинематографе Вадим Петрович относит к 1912 году. Зимой того года он вместе с дедом Андреем Ивановичем и братом Орестом отправились в розвальнях смотреть кинематограф, который открыл в Кинешме Н.Н.Свистунов. У Свистунова был большой двухэтажный дом, на первом этаже которого он оборудовал кинематограф. В подвале под входом стояли керосиновый двигатель и динамо-машина. Когда начинались сеансы, эта электростанция начинала работать, другого вида электричества в Кинешме в то время еще не было. На фасаде дома Свистунова ярко горели электрические лампочки на большой вывеске «Иллюзион-Чары», а у входа в тот день висела афиша «Взамен огня – померкнувшие угли», по всей видимости, это кино было снято французской киностудией «Gaumont». Салонная драма была предназначена для взрослых, но в то время возрастных ограничений для просмотра кино не было, поэтому мальчики несколько минут смотрели кино о том, как некто долго терзался от безответной любви. Потом на экране появился монах, который долго высекал статую на вершине скалы. Позже пришла женщина, долго его соблазняла, и наконец, тот своим молотком скульптора убивает ее, а сам бросается со скалы. Хотя кино было немое, первые впечатления о нем Вадим Степанович запомнил на всю жизнь.

В следующий раз у Свистунова показывали фильм «Оборона Севастополя». Можно сказать, что это был первый русский боевик, снятый в 1911 году «c высочайшего соизволения Его Императорского Величества» – так писали в прессе. Фильм рассказывал о Крымской войне 1853-1856 годов. Красочная афиша у входа предупреждала зрителя: «Картина сопровождается звуковыми эффектами». Кино действительно было со звуком. На экране происходили жуткие военные баталии, а за экраном члены семьи Свистунова неистово били в листы железа и барабан. Тапер у рояля что есть силы ударял по басам. Иногда за экраном раздавались настоящие револьверные выстрелы, в воздухе пахло порохом. Публика вздрагивала от каждого выстрела и просила проветрить помещение.

В записях Вадима Петровича говорится, что жена Н.Н.Свистунова была дочерью фабриканта И.Г.Тихомирова. Напомним, что Тихомиров являлся совладельцем ткацкой и белильной фабрики Товарищества Никольско – Богоявленской мануфактуры Д.Морокина, И.Тихомирова и Ко, позже ставшей заволжской фибровой фабрикой. У Тихомирова в Кинешме были каменные склады, один из которых он отдал в приданое своей дочери. Предприимчивый Свистунов в компании с купцом Кудрявцевым устроили там второй кинотеатр, который существует и по сей день под названием «Пассаж». Через два года после открытия нового кинотеатра Свистунов выплатил Кудрявцеву его долю вместе с процентами. Кудрявцев после этого открыл свой кинотеатр «Амур» на 150 мест, арендуя верхний этаж магазина купца И.А.Елисова (сейчас магазин «Интерьер»). После революции кинотеатр назывался «Освобождение», а еще позднее – «Красная звезда».

К 1918 году кинотеатры показывали большое разнообразие фильмов. Сейчас их названия звучат для нас очень необычно и даже смешно. Например: «В омуте страстей», «В омуте греха», «В атмосфере порока», «В пучине преступлений», «Во власти демона», «Женщина с сердцем зверя»…

Вадим Петрович пишет в воспоминаниях, что в двадцатые годы публику стали радовать приключенческими фильмами. Люди буквально «разрывались» между кинотеатрами. В одном показывали итальянский авантюрно- криминальный фильм «Мацист», в другом «Красное домино» в семи сериях. Едва заканчивались последние серии одних фильмов, тут же начинались другие захватывающие кинокартины. Публика собиралась у дверей кино за час-два до начала сеанса, занимала очередь. У касс творилась ужасная толкотня, и стоял дикий гомон. Кассирша сидела в фанерной будке в аванзале. Под напором толпы эта будка – касса свободно перемещалась по всему помещению. Кассирша деньги за билеты обыкновенно не считала, бросала их в ящик, который стоял под ее столом, и приминала их ногой. Это было связано с обесцениванием денег. Билет в кино в то время стоил примерно пять миллиардов рублей. Ежедневную выручку сторож увозил в ящике из-под спичек, хорошо утоптав денежный ворох ногами.

Зрители врывались внутрь кинозала и занимали места на скамейках, которые имели обыкновение падать со всеми сидящими во время сеанса. В зале было жутко холодно и стояла мгла от пара из ртов зрителей и махорочного дыма: курить не возбранялось. Иные зрители при просмотре фильмов щелкали семечки, их можно было купить у торговок возле входа в кинотеатр.

Люди быстро почувствовали вкус к кино. Это бесспорно доказывает тот факт, что киноиндустрия оказалась весьма востребованной человечеством.

Оставьте комметарий

Или войти с помощью:  

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *