«Художник в военной шинели»
21 сентября исполнилось 105 лет со дня рождения Петра Александровича Кривоногова (1910-1967) – известного художника-баталиста, заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Сталинской премии. П.А.Кривоногов провел детские годы в Кинешме и считал наш город своей второй родиной. А родился он в удмуртском селе Киясово, где в его честь создан мемориальный музей. Накануне дня рождения П.А.Кривоногова редакция получила из музея статью с рассказом о художнике и музее.
9 мая 2015 года мы отметили 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, а 21 сентября исполнилось бы 105 лет со дня рождения художника-баталиста Петра Александровича Кривоногова. Художника, своим полотном “Победа” рассказавшего миру правду о войне и о победе в мае 1945 года, называют летописцем тех героических лет в жизни советского народа. Празднование Дня Победы не обходится без упоминания имени художника П.А.Кривоногова. Так распорядилась судьба, что его картина “Победа” стала символом подвига советского народа.
Петр Кривоногов родился в селе Киясово (Удмуртия) 21 сентября (8 сентября по старому летоисчислению) 1910 года в крестьянской семье. Живописец, член студии военных художников им. М.Б.Грекова, Петр Кривоногов прошел Великую Отечественную войну в действующих войсках от Волоколамска до Берлина. “Тяжелые испытания, выпавшие на долю моего народа, жгучей болью отозвались в моем сердце”, – скажет художник позднее. А тогда, на войне, он не только стоял с нашими частями насмерть, но и выплескивал боль и ярость своего сердца на бумагу и полотно. Эту боль назовут художественной правдой, гимном народному единению в подвиге. Но назовут потом. Картина “Победа” художника стала своеобразным символом Великой Победы над фашизмом. В 1949 году автор был удостоен Государственной премии СССР. В 1955 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Петр Кривоногов первым из советских художников награжден золотой медалью им. М.Б.Грекова, учрежденной за создание лучших батальных произведений. Многим из нас известны и другие картины художника, например, “Защитники Брестской крепости”, “Поединок”, “Советская конница в боях под Москвой ” и другие.
Все было в жизни будущего художника: пожар, уничтоживший все хозяйство Кривоноговых, безрадостное детство. Были и радостные моменты – это уроки рисования у кинешемского учителя С.Н.Коковина, который помог раскрыться юному дарованию из далекого Киясова.
Осенью 1925 года беспризорник Петр Кривогонов сбежал из Сарапульского детдома из-за тяжелых условий проживания и был задержан в Кинешме, где определен жить в детприемник и учится в школу №3. Сразу отметим, что позже, уже в послевоенные годы, будучи известным художником, Петр Александрович часто приезжал в город на Волге, в деревне Вершинино отдыхал с семьей, писал пейзажи. Именно Кинешму он считал второй родиной.
А тогда, в 20-е… Учитель рисования Сергей Николаевич Коковин и Петя Кривоногов могли часами сидеть над рисунком. Это и определило дальнейшую судьбу последнего. Кривоногов решил: будет учиться на художника. После школы-семилетки Петр по путевке Кинешемского отдела образования едет в Ленинград – на факультет искусств при Академии художеств, а затем учится в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. По окончании института год проучился в аспирантуре, затем – война. К этому времени Петр Кривоногов уже работал в студии военных художников им. М.Б.Грекова. В 1942 году художники-студийцы (среди них и П.А.Кривоногов) выехали на передовую. За годы войны карандашом, углем, сангиной, акварелью Петр Александрович сделал более 300 рисунков. В них – летопись войны, сама история, много портретов простых солдат – рядовых победы.
Но вернемся к предыстории создания картины “Победа”. Корреспондент ТАСС по Удмуртии Л.Н.Данилов, не раз встречавшийся с земляком П.А.Кривоноговым, в очерке “Художник в военной шинели” написал, как создавался шедевр батальной живописи.
– Было это в Берлине второго мая сорок пятого, – вспоминал Петр Александрович, – горит рейхстаг, а к площади не подойти, не подползти – с чердаков соседних зданий стреляют немецкие снайперы. Но все надо запечатлеть. Увидеть, сделать наброски. Тогда я все же нашел место, более тихое от стрельб – кузов подбитой машины. И вот над рейхстагом взвилось алое полотнище. Ветер, дым, огонь, пальба, все это перемешалось в той майский день. В небо летели пилотки, шлемы и бесконечное “ура!”
Надо, надо все это запечатлеть для истории, времени, для нас. Карандаш в руках художника делает штрихи, наброски, от великого волнения Петр Кривоногов забыл, что может попасть под пулю снайпера… Только выпрыгнул из своего “плацдарма”, через несколько секунд вдребезги разбилась машина, где он только что рисовал миг победы. И художник считал, что у него было два дня рождения, второй – 2 мая. Ведь он мог погибнуть в последние дни войны.
Петр Кривоногов был в числе первых художников, кто обратился к героической защите Брестской крепости. Кстати, один из эскизов – “Комиссар крепости” – хранится в нашем Киясовском музее.
8 августа 1997 года в Киясове был открыт районный музей Петра Александровича Кривоногова. В фондах музея – 105 работ художника-баталиста, более 200 фотоснимков. В годы 95-летия и 100-летия со дня рождения Петра Александровича в Киясово из Москвы приезжали вдова художника Елена Андреевна с дочерью Оксаной Петровной (кстати, она тоже художник), а также гости из Кинешмы, Ижевска, Сарапула.
Задача Киясовского районного музея П.А.Кривоногова – сохранение творческого наследия Петра Александровича, баталиста, летописца Победы. К его 105-летию отреставрированы 22 картины, и эта работа продолжится и в дальнейшем, ведь наш земляк – гордость Удмуртии.
За год наш музей посещают более 5 тысяч человек, а они открывают для себя известного и неизвестного мастера кисти П.А.Кривоногова. Наши современники судят по картинам Петра Кривоногова о войне, о патриотизме советского народа.