
«Как прекрасно оно – притяженье земли…»: заметки с выставки Льва Успенского
В картинной галерее Кинешемского историко-художественного музея открылась выставка работ Льва Александровича Успенского, члена Союза художников СССР, посвященная 90-летию со дня рождения мастера. На выставке представлено более 50 работ, любезно представленных семьей художника, его вдовой Ириной Николаевной Успенской и несколько работ из фондов музея. Произведения художника охватывают практически весь его творческий период от 50-х до 90-х годов ХХ века.
Выставка явилась ярким и щедрым подарком кинешемцам, поскольку Л.А. Успенский, ушедший из жизни в 2000 году, по мнению опытного музейщика Валентины Алексеевны Щукиной, является первым среди кинешемских художников второй половины ХХ века. И, конечно, новая встреча с его творчеством оставила много приятных впечатлений. Появилась возможность вместе с художником полюбоваться прекрасными видами родного края, Волги, знакомых с детства тропинок, холмов и перелесков. Нежные, робкие одуванчики , кружево мая, заснеженный зимний лес, любимая с детства Волга пробуждают в душе самые светлые чувства, самые теплые воспоминания. Не чужды Успенскому и эпические полотна, центральное место зала занимает одно из них – «На Оби».
За всем этим стоит не только несомненный талант художника, его высокое мастерство и огромный труд.
Известный кинешемский художник Евгений Сергеевич Трофимов несколько приоткрывает неведомую простому зрителю профессиональную «кухню» создания работ. Он отмечает творческую трансформацию художником увиденного, некоторое обобщение, осмысление красоты, проведенной не только через душу, но и через ум и, конечно, через талантливые руки. Сложная палитра, многослойность и композиционная завершенность свойственны работам Л.А. Успенского.
«Конечно, он виртуоз кисти! – говорит коллега о художнике. – К такому мастерству можно только стремиться!» Такая профессиональная оценка дорого стоит, художник знает, о чем говорит!
Отдельно необходимо остановиться на портретах, созданных Успенским – официально признанным пейзажистом (и сама выставка называется «Лирика пейзажа»). Именно в таком сложном жанре живописи как портрет художник чувствует себя свободным от законов и стереотипов. Полет творчества и талант его здесь проявляются очень ярко, самобытно и глубоко. На выставке представлено две работы из коллекции кинешемского музея – «Семейная драма» и «Портрет Голубкова», высокопрофессионально выполненные и несущие глубокий внутренний смысл.
Подводя итог выставки, хочется возвратиться «назад, в будущее», ведь у настоящего таланта есть только будущее, о чем красноречиво свидетельствует тот факт, что длительная разлука с художником и его работами нисколько не умалила радости и восторга от очередного свидания! Он не забыт почитателями, с восторгом воспринимается новым зрителем. И уже в первых записях в книге отзывов о выставке московские художники пишут о том, как мощно реализовался талант местного автора и сулят его работам долгое будущее.
Так получилось, что вернисаж совпал с празднованием Международного дня музеев и соответствующей этому мероприятию организационной суетой. Протокол, как говорится, требует… Но над всем этим крещендо звучала прекрасная «музыка» полотен талантливого мастера, которые несут добро и красоту!
Пусть эта музыка искусства звучит долго-долго! Спасибо, Лев Александрович!