В Кинешме стартовал VI Международный фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце»

Вот и стартовал долгожданный VI Международный фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце». В этом году кинешемский биеннале посвящен 200-летию А.Н.Островского. Афиша полностью состоит из произведений основоположника русской национальной драматургии.

Ожидания зрителей

К открытию организаторы подготовили для кинешемцев и гостей города замечательный подарок: спектакль «Шутники» легендарного московского театра «Сатирикон» с народным артистом России Константином Райкиным в главной роли. Неудивительно, что зрители начали заполнять театр уже за час до спектакля. И все были в предвкушении чего-то очень хорошего. Вот что ответили на вопрос, чего они ожидают от фестиваля, некоторые из пришедших:

– Ожидаем прекрасного, радости, вдохновения, хороших спектаклей, удачного выступления нашего театра. И, конечно же, хотим посмотреть других артистов.

– От фестиваля всегда ждешь новых красок, новых ощущений, новых друзей, новых знакомств, новых актерских судеб, новых удач и ролей. Очень редко бывает, когда собираются талантливейшие из талантливых в нашем городе. Очень приятно, что этот фестиваль проходит именно в Кинешме.

– Мы очень рады, что фестиваль начался. Ждем чуда, удовольствия, великолепной актерской игры. Очень благодарны вашему театру, что нам такую возможность предоставляют. Директору театра особое спасибо. Мы из Иванова. Бросили все и приехали на фестиваль.

– Я жду всего только самого хорошего. Очень люблю Островского. Читала много и стала абсолютной поклонницей его таланта. А на «Сатириконе» в первый раз и жду чуда от Константина Райкина.

«Сатирикон» на кинешемской сцене

И легендарный «Сатирикон» с лихвой оправдал все возлагавшиеся на него надежды. Столичные артисты подарили фестивальным зрителям фееричное зрелище, наполненное юмором, драматизмом и самоиронией.

На примере судьбы отставного чиновника в исполнении народного артиста России Константина Райкина в спектакле показана трагичность судьбы маленького человека. Ради куска хлеба для своих домочадцев главный герой вынужден угождать богатым купцам и изображать из себя шута для их удовольствия.

Трагизм ситуации главного героя и его семьи оттеняется фрагментами из других пьес А.Н.Островского, таких как «Бесприданница», «Гроза», «Лес» и «Снегурочка», стилизованными под работу музыкальной шкатулки с вращающимися по кругу деревянными болванчиками. Нарочитая стилизация под каноны театра буфф в сочетании с таким же искусственным и переэмоционированным исполнением душещипательного романса на стихи А.С.Пушкина создает впечатление ярмарочного балагана, на фоне которого особенно рельефно выглядят простые житейские проблемы из окружающей реальности.

Также нельзя не отметить трепетное отношение создателей спектакля к тексту первоисточника. Даже исполненные в нарочито гротескной манере слова А.Н.Островского, его самобытный и очень выразительный язык создают удивительно проникновенную ауру спектакля. В результате получилась трогательная история о любви, преданности и самопожертвовании.

Вполне закономерно, что по окончании действа зал устроил столичным артистам мощнейшую овацию. Благодарность зрителей в своем приветственном слове выразила гостям начальник департамента культуры и туризма Ивановской области Наталья Трофимова:

– Это великолепный подарок всем любителям театрального искусства. Яркий живой спектакль, невероятная энергия, мастерство перевоплощения. И самое важное — талантливое прочтение известного произведения. Браво! Выражаю надежду на дальнейшее сотрудничество. Поздравляю всех с открытием фестиваля!

Константин Райкин: «Островский — гениальный сказочник»

На пресс-конференции после спектакля художественный руководитель Московского театра «Сатирикон» Константин Райкин поделился с журналистами своими впечатлениями от общения с кинешемской публикой:

– В таких небольших городах театр является важнейшим очагом культурного и духовного наполнения. В Кинешме я это почувствовал еще в прошлый раз. Здесь замечательные зрители. Я бы сказал, по-хорошему «детские»: непосредственные, без снобизма. Присутствует правильная и нечасто встречаемая доля наивности и доверчивости. Это всегда очень приятно.

Рассказал народный артист России и о своем ощущении творческого наследия А.Н.Островского:

– Это замечательный зрительский драматург. Он не позволяет театру слишком отрываться от жизни. Классика она потому и называется классикой, что попадает в суть народа, человека. А суть меняется мало или не меняется вообще. Я учился в театральном институте и сдавал Островского. Сдавал, как сдают города отступающие армии «после упорных боев»… Мне тогда казалось, что это какие-то старообразные словесные завитушки, речь, которая сейчас уже не встречается. Такое невежественное заблуждение длилось довольно долго, пока я не увидел несколько спектаклей, поставленных Петром Наумовичесм Фоменко. Я был абсолютно нокаутирован и ощутил свое полное невежество. И у меня начался «запой» Островским. Я стал читать, открывать для себя и хотеть играть и ставить. Это было в мои пятьдесят лет. Но лучше поздно, чем никогда.

А вот что сказал Константин Райкин о сути спектакля «Шутники»:

– Островский – это же XIX век, «золотой век» русской культуры. Наш запоздалый ренессанс, где человек является мерилом всего сущего, а его жизнь и личность — самые высокие ценности. И никогда в жизни не было так. Надо было быть сверх-человеком. Либо платить сверху, либо служить сверху, либо иметь какие-то погоны и безумные ордена. А просто человек был никому не нужен и абсолютно бесправен. И про это мы играем наш спектакль. Человек — это бесконечная ценность. Так должно быть, но так никогда не происходит на самом деле. И Островский потому современен, что такая дисгармония существует и сейчас. Но в своих комедиях он гениальный сказочник. Выстраивает нравственную композицию такой, как нам очень хотелось бы. При этом он обладает удивительным чувством правды, и у зрителя не возникает ощущения фальши. Потому что так может быть. Очень редко, почти никогда. Но нам очень хочется, и он так правдиво подводит нас к счастливому финалу…

Оставьте комметарий

Или войти с помощью:  

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *