В Кинешемском драмтеатре им. А.Н.Островского репетируется спектакль «Спасите Леньку!»
В Кинешемском драматическом театре им. А.Н. Островского репетируется спектакль по пьесе М. Икрамовой «Спасите Леньку!». Премьерные показы намечены на начало мая. Познакомиться с актерами, театром, городом приехала автор пьесы.
Интервью с ней предлагаем вашему вниманию.
– Малика, здравствуйте! Расскажите о себе. Кто Вы, давно ли занимаетесь драматургией?
– Здравствуйте! Родилась в Москве, закончила с красным дипломом Московский государственный университет имени Ломоносова по специальности «математик, системный программист», после этого работала на фондовом рынке. Для театра начала писать случайно. У меня есть подруга, актриса, она попросила написать пьесу. Я попробовала. Пьеса в результате не пригодилась, но, раз уж она была написана, я ее отправила на конкурс. К моему удивлению, она заняла первое место на конкурсе «Премьера.txt.». Потом была читка этой пьесы – «СВ» – в Центре им. Мейерхольда с замечательным режиссером Валерией Приходченко. Она сейчас основала свой театр. У нас хорошие отношения, до сих пор дружим. И вот так потихонечку с 2008 года стала писать. Постепенно все больше и больше у меня стало появляться наград, премий. Самый большой прорыв был, когда два года назад я победила в конкурсе «Автора – на сцену!». Это единственный конкурс, который дает авторам грант на постановку спектакля. Тогда мы поставили спектакль в Вышнем Волочке – «Таська». Потом была премьера в Астрахани. Главный режиссер Астраханского театра Александр Огарев был в составе жюри драматургического конкурса, заметил там мою пьесу «Спасите Леньку!», он предложил сотрудничество и потом поставил в прошлом году у себя в театре. Я ездила туда на премьеру. Сейчас наконец пройдет у нас премьера в Кинешме.
– То есть, я правильно понимаю, Вы начали писать пьесы лет за десять до того, как их начал ставить?
– Да.
– Это классический срок от написания до постановки, у большинства современных драматургов проходит примерно столько же времени, и это не зависит ни от качества пьесы, ни от чего. Как оказались в Кинешме Вы и Ваша пьеса?
– Вам лучше знать (смеется). Александр Огарев звал на премьеру многих театральных деятелей, приглашал людей из разных театров. В числе приглашенных был режиссер театра Кинешмы Вахтанг Харчилава, который увидел спектакль, заинтересовался и решил на сцене Кинешмы поставить спектакль по этой же пьесе.
– На премьеру приедете?
– Очень хочу.
– Я читал Ваши пьесы, не все, но много. Эта пьеса, «Спасите Леньку!», совсем отличается от других пьес. Как Вы тему выбрали и почему ее написали?
– Эта пьеса написана на сопротивлении. Моя подруга, которая сделала детскую студию, сказала, что хочет поставить спектакль о блокаде и сказала, что будет ставить спектакль «Мой бедный Марат». А я всегда считала, что эта пьеса – она о любовном треугольнике, о чем угодно, но не о блокаде. Эта история могла произойти где угодно. Место действия там довольно условно, на мой взгляд. Это мог быть любой город – Тула, Ярославль, Москва. Место действия там, по сути, не играет никакой роли. И уж точно она не о блокаде. Я попыталась представить – что на самом деле мы знаем о блокаде? О героических действиях граждан, о военных, отстаивающих город, о некоторых известных людях, оказавшихся в то время в осажденном городе. Но что происходило с простыми жителями, что они чувствовали, как выживали, какие мысли у них были? Мы не выбираем детство, мы существуем в заданных обстоятельствах. И чем страшнее кругом, тем, может быть, детская психика чаще спасает, дает возможность мечтать о чем-то ярком. Герой пьесы – Ленька – несмотря на ужасы войны, блокады, придумал свой мир, в котором он спасался от ужаса повседневности. И этот мир помогал ему выживать, давал надежду.
Есть большие подвиги – таран лоб в лоб, подрыв танков противника, бросок телом на амбразуру и прочие. О них говорят все, все знают героев, совершивших их. Но выживать в холодном городе, не имея ни хлеба, ни воды – это ежедневный маленький подвиг. И самое главное, как мне казалось, было сохранить человечность. Когда люди не зациклены только на своем, только на выживании любой ценой, когда они находят в себе силы, душевное тепло для других, это помогает выжить близким людям. Мне кажется, это всегда оставалось вне сцены, вне поле зрения других пьес о войне – жизнь обывателя, важность и ценность каждой человеческой жизни.
– Эта пьеса, как Вам кажется, для какого зрителя? Для детей, для подростков, для взрослых?
– Это семейная пьеса.
– Мы в театре тоже так подумали. И еще отличие Вашей пьесы от многих других в том, что в ней нет отрицательных персонажей. Есть с точки зрения закона «неправильные» поступки, но они совершаются из лучших побуждений.
Вы посмотрели наш город, театр, какие-то впечатления первые есть?
– Я человек достаточно замкнутый и не сразу схожусь с людьми. Но когда попадаю в театр, чувствую себя здесь как рыба в воде. Это – мое! Как говорил Булгаков: «Мне же ничего не нужно, кроме того, чтобы мне было предоставлено право приходить сюда ежедневно». Я всегда с удовольствием приезжаю не по одному разу в города, где идут спектакли по моим пьесам. Сохраняю дружеские отношения с актерами, которые играют в них, с режиссерами, переписываюсь с ними, ведь все они становятся частью моей жизни. Я еще не успела познакомиться с труппой, надеюсь, сегодня познакомлюсь и надеюсь, что наше сотрудничество продолжится, что у нас все получится и я не раз еще вернусь сюда.
Знакомство с городом состоялось не в лучший день – шел снег, дул ветер, было холодно. Но тем не менее, совершенно очевидно, что Кинешма – город с уникальной историей, красивой архитектурой и прекрасным местоположением на берегу реки. Я еще раз обязательно схожу посмотрю, и на набережную, и в музей. На самом деле здорово расширять кругозор, знакомиться с новыми людьми. Всюду свои особенности. В разные города приезжаешь, всюду совершенно свой микроклимат, другой мир. В какие-то города приятно возвращаться, в каких-то ты себя чувствуешь настороженно. Здесь домашняя спокойная обстановка, доброжелательные люди. Хочется вернуться.
– В театре не думали начать работать?
– Думала, мечтала, рассылала анкету, но пока не востребована. Надеюсь, когда-нибудь приду работать в этот удивительный мир театра.
– Спасибо и успехов!
– Спасибо.