«Старший сын» – пьеса вне времени

     – Владимир Вячеславович, на сцене Кинешемского театра драмы
им. А.Н.
Островского Вы сейчас ставите спектакль «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. Почему именно Вампилов и почему «Старший сын»?

– В годы учебы в ГИТИСе я подробно разбирал эту пьесу, много работал с ней. Ну и,

Режиссер Владимир Бровкин.

после моего предыдущего спектакля, поставленного в Кинешме, это было «Доходное место», директор театра Наталья Викторовна Суркова предложила мне поставить еще один спектакль. Первое, что пришло в голову, это «Старший сын». К тому же пьеса и на актеров театра прекрасно раскладывается.

     – Чем привлекает Вас пьеса?

– Она вне времени. Может меняться эпоха, люди, обстоятельства. Думаю, что Вампилов – один из самых мощных, самых талантливых наших драматургов XX века. Он до конца не оценен, не проанализирован так, как того заслуживает. При жизни многие его пьесы откладывались, переносились, закрывались. Вампилов очень переживал по этому поводу. Быть может, в том числе и это сказалось на его раннем уходе. Хотя это и был несчастный случай, но, если проследить череду жизненных обстоятельств, ничего случайного в нашем мире не бывает. В «Старшем сыне» есть всё – и драма, и серьезности, и где-то даже трагедия, но вместе с тем юмор, ирония, всё то, что во все времена затрагивает зрителя. Вообще Вампилов определял жанр пьесы как комедия, но мы же помним комедии Чехова, а Вампилов по таланту  мне видится прямым наследником Антона Павловича.

     – Сейчас после относительного затишья во многих театрах наблюдается настоящий всплеск внимания к Вампилову и к «Старшему сыну». Буквально за год пьеса поставлена во множестве театров страны, как в столице, так и в провинции. Почему, как Вы думаете, возник такой интерес? Только ли из-за его юбилея (восьмидесятилетие со дня рождения драматурга отмечалось в прошлом году – А.В.)?  

– Вампилов притягивает к себе тем, что он многогранен. Те книги, что я читал о нём, убедили меня в том, что фигура Вампилова покрыта тайной. Общение со вдовой драматурга только утвердила меня в этом мнении. Она смогла ответить далеко не на все мои вопросы. Это признак хорошего драматурга – тайна. Вершина творчества Вампилова – «Утиная охота». Это запредельная величина. До нее была пьеса «Старший сын», еще раньше – «Прощание в июне». Мне кажется, герои пьес перекликаются, они взрослеют от пьесы к пьесе, вопросы, которые ставит перед ними драматург, всё усложняются.

     – Пьеса, которую экранизировали, по-другому воспринимается зрителями. Всегда, так или иначе, её сравнивают с фильмом. И чем популярнее фильм, тем чаще сравнивают. Не боитесь этого?

– Может быть, в этом есть и определённый плюс. Зритель идёт на знакомое название. С недавних пор в Москве самой популярной пьесой стала комедия Владимира Гуркина «Любовь и голуби». Зритель охотно идёт на спектакли, вспоминая известный фильм. Этот вопрос на самом деле очень сложный. Будет ли оправдано то, что театр ставит очень известное произведение? Но в том и прелесть пьесы «Старший сын», что она вне времени. Она о вечных ценностях. Основная проблема сейчас – это проблема семьи. Вспомните, еще совсем недавно браки были намного крепче. Семьи разрушаются. Всё больше гражданских браков, не таких устойчивых, как традиционные советские браки, не говоря уже о браках в дореволюционное время. Мне кажется, любовь и семья – это основная тема пьесы.

     – Минуточку! От Сарафанова, главного героя «Старшего сына», как раз и ушла жена. По-вашему это что, пропаганда брака?

– Да, как это ни парадоксально. Семью искусственно создать нельзя, а случайный человек, можно сказать, почти не знакомый, может стать роднее, ближе остальных членов семьи. Все люди – братья. Так и называется кантата, которую сочиняет Сарафанов. В этом также мне видится и основной лейтмотив пьесы.

     – Получается, сюжет пьесы почти Библейский?

– Да, получается так. И не случайно, как мне кажется, действие пьесы происходит в субботу и воскресенье, очень важные для христианина дни. Воскресение душ тут играет ключевую роль.

     – Главный герой произведения Сарафанов. По-вашему – кто он? Святой, живущий среди смертных или нет?

– Помните, в письмах к нему жена обращается «блаженный». Она права. Таким людям неудобно жить, с ними непросто, но в первую очередь они растрачивают сами себя, стараясь отдать всё, что могут, семье, близким. Неустроенность главного героя – следствие, в том числе, и того, что от него ушла жена, и он стал для детей всем. Сарафанов жертвует во имя детей своей карьерой, он мог посвятить себя написанию кантаты. Но он сделал тот выбор, который сделал. Играет на похоронах. И при этом он не чувствует себя жертвой. Он просто по-другому не может. И ему неудобно с самим собой, повторю, это очень важно. На одной из своих фотографий Бабель написал: «В борьбе с этим человеком проходит моя жизнь». По-моему, Сарафанов из той же породы людей.

     – Очевидный вопрос, которого Вы, наверное, ждёте. Как работается с актерами?

– По-разному. С кем-то спорим. Некоторые актеры – это практически полное попадание в образ. Например, роль Нины как будто специально писалась под Ольгу Савченко. Роль Васеньки типажно очень подходит Денису Чиркину, он такой же, как его герой, сложный, ершистый, неровный. Не хватает актерского опыта. Но на то и режиссёр, чтобы где-то посоветовать, подсказать. Макарская… Был момент, когда я сомневался в выборе Элины Манаповой на эту роль. Элина замечательная актриса, но у неё другая сущность – в ней присутствует благородность. Моя задача каким-то образом её «вульгаризировать». В общем, могу сказать, что актеры живут пьесой, участливы, много предлагают. Они работают профессионально, поэтому с ними приятно и комфортно репетировать.

     – Не могу не спросить о приезде в Кинешму вашего театра – «Мастерская П.Н. Фоменко». Не секрет, что Вы также содействовали их приезду.

– Спасибо. Да, на начальном этапе. Приятно, что один из самых легендарных спектаклей «Волки и овцы» был сыгран на Кинешемской сцене 5 и 6 октября прошлого года.

Этот спектакль объездил практически все континенты, за исключением, может быть, Африки и Австралии. Он собрал всевозможные призы и награды на разных фестивалях. Это вершина творчества режиссёра Петра Фоменко. А теперь и кинешемским театралам посчастливилось увидеть легендарный спектакль. Актёры моего театра под большим впечатлением от поездки. Многие из них побывали не только в Кинешме, но и в Щелыкове. Для многих артистов это было погружение в незнакомый до сих пор провинциальный колорит. Надеюсь, наш театр приедет в Кинешму еще.

     – Спасибо и успехов!

– Спасибо.

Интервью провёл Александр Воронов

 

Оставьте комметарий

Или войти с помощью:  

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *