«…пришедшем из Костромы в Петербург пешком..»
(министр императорского двора В.Ф. Адлерберг
о Василие Ефимовиче Каллистове).
В 2014 году исполнилось 175 лет со дня рождения нашего земляка, русского художника Василия Ефимовича Каллистова (Калистова).
Родился Василий Ефимович в 1839 г. в селе Нагорное (нынешняя Решма) в семье Каллистовых Ефима Ивановича (1794 г. р.) и Екатерины Саввичны (1795 – 1867). Ефим Иванович был дьячком Воскресенской церкви. В семье кроме Василия Ефимовича было несколько детей – три дочери: Олимпиада (1809 г. р.), Александра (1828 г. р.), Анна (1832 г. р.) и ещё три сына – Аристарх (1821 – 1890), Константин (Нагорский) (1826 г. р.) и ещё один Василий (1833 г. р.).
30 января 1852 г. его сестра Александра вышла замуж за Куфтина Андрея Михайловича (1833 г. р.), представителя известной в Кинешме и уезде фамилии.
В 1857 году Василий Ефимович «окончил курс наук» в Кинешемском приходском духовном училище (1854 – 1857). Училище находилось в ведении Костромской духовной консистории и готовило низших служителей церковного клира, учились в нем в основном дети священнослужителей.
В том же году судьбою Василия Ефимовича заинтересовался видный чиновник, герой Отечественной войны 1812 года, министр императорского двора и уделов Адлерберг Владимир Федорович (1791 – 1884). Тот самый, который, будучи управляющим почтовым департаментом, ввёл в России почтовые марки. Из переписки министра с Председателем Совета Московского художественного общества графом Бобринским Василием Алексеевиче (1804 – 1874) мы узнаем, что «окончивший курс наук в Кинешемском уездном училище, сын дьячка, Василий Каллистов… пришедший из Костромы в Петербург пешком…» был в тяжелейшем финансовом положении «ныне без всяких средств к существованию…».
Просьбу министра приняли во внимание. Василий Ефимович был принят в число студентов Московского училища живописи и ваяния с 1858 г. Два члена Совета Московского художественного общества «…желая сделать Вам угодно изъявили согласие принять на себя содержание сказанного мальчика» – попечитель училища, коллежский ассесор, граф Лорис-Меликов Иван Данилович (Эйналович) (1817 г. р.), племянник министра внутренних дел времен Александра II Лорис-Меликова М. Т., автора 1-ой Конституции и почетный московский гражданин, купец, промышленник и меценат Солдатёнков Кузьма Терентьевич (1818 – 1901). До 1861 г. Василий Ефимович содержался на их деньги (каждый давал по 7.50 рублей серебром в месяц), затем жил на выделяемые Училищем пособия.
Обучался Василий Ефимович по классу живописи у Зарянко Сергея Константиновича (1818 – 1871), Сорокина Евграфа Семеновича (1821 – 1892), Десятова Павла Алексеевича (1820 – 1888), Мокрицкого Аполлона Николаевича (1810 – 1870). Посещал архитектурный класс преподавателя Попова Александра Протогеновича (1828 – 1887).
Вместе с Василием Ефимовичем в те годы в Московском училище живописи и ваяния учились известные в будущем художники и скульпторы: Перов Василий Григорьевич, Прянишников Илларион Михайлович, Соломаткин Леонид Иванович, Фартусов Виктор Дормидонтович, Чижов Матвей Афанасьевич и пр.
В то время Московское училище живописи и ваяния являлось одном из ведущих художественных учебных заведений в дореволюционной России. Выпускники Училища фактически имели тот же статус, что и выпускники Петербургской Академии художеств.
По завершении обучения в выпускникам присваивались звания художников разных классов, в зависимости от качества выполненных работ в процессе обучения. В Табели о рангах тогда значились звания классных художников I – III степеней и имелись академические чины I – XIV классов. Для получения звания были необходимы награды за отдельные работы по рисунку, живописи и композиции, сделанные в процессе обучения.
Было установлено три степени звания классных художников. Большая золотая медаль давала право на получение звания классного художника первой степени, пенсионерскую поездку в Италию и чин IХ класса по гражданской службе. Малая золотая медаль – звание классного художника второй степени и чин XII класса. Большая серебряная медаль – звание классного художника третьей степени и чин XIV, самого низкого класса. Эта жесткая система складывалась постепенно и неоднократно нарушалась, делались исключения для продвижения особо талантливых художников. Например, Суриков Василий Иванович получил звание классного художника первой степени, не имея Большой золотой медали. После реформы 1893 г. этот порядок был отменен. Все стали получать звание художника, равное чину X класса.
По окончании училища Василий Ефимович получил от Академии художеств малую серебрянную медаль за картину «Гадание деревенской ворожеи на картах» (1864 г.) и большую серебряную медаль за работу «Чиновник, осматривающий питомцев в деревне» («Ревизия питомцев воспитательного дома» (1866 г.). В 1868 г. по окончании Училища ему присвоили звание классного художника XIV класса, способного и готового писать картины бытового содержания.
Начиная с 1859 года Василий Ефимович участвовал в лотереях Училища, предоставляя как самостоятельные работы («Первый экзамен», «Гадание деревенской ворожеи на картах»), так и копии с картин других художников («Вакханка» Брюллова Карла Павловича, «Приам просит у Ахиллеса тело Гектора» Иванова Андрея Ивановича). Кроме того он участвует в выставках – Императорской Академии художеств в 1863 и 1864 гг., Московского училища живописи и ваяния в 1864 – 1867 гг.
На сегодня мы знаем три картины Василия Ефимовича, находящиеся в собраниях музеев:
1. «Ревизия питомцев воспитательного дома», 1866, холст, масло, 60х85, справа внизу подпись: В. Каллистовъ 1866 г. 10 іюня; Государственная Третьяковская галерея, инв. № 543.
2. «Дьячок, читающий письмо помещице, окруженной дворнею», 1855, копия картины Трутовского Константина Александровича, холст, масло, 58,5×79; Государственній Русский музей. Экспонировалась на выставке «Картина. Стиль. Мода». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 2009.
3. «Продажа кваса», 1862, холст, масло, 29,5х39,3; была куплена Чувашским государственным художественным музеем в 1976 г. у частного коллекционера из Ленинграда Осипова Измаила Семеновича. Реставрирована реставраторами ВХНРЦ им. Грабаря Огородниковой Л.А. и Кореневой Н.Ю. в 1976 г. в Чебоксарах.
Ещё будучи учащимся Училища, Василий Ефимович обратился к Третьякову Павлу Михайловичу с предложением приобрести его картину: «Мне известно, что Вы приобретаете художественные произведения, но неизвестно ещё Вам и многим, что есть новая картина, конченная на прошлой неделе и изображающая обзор безродных детей объездным чиновником в деревне. Чтобы её видеть я Вас приглашаю в мастерскую Сорокина в Училище живописи и ваяния на этой неделе как Вам будет можно…». Картина «Ревизия питомцев воспитательного дома» была приобретена Павлом Михайловичем после закрытия выставки Училища в 1867 г.
Дальнейшая судьбв Василия Ефимовича пока нам неизвестна. Если по каталогам столичных выставок его фамилия не прослеживается, то скорее всего, он мог выбрать путь учителя рисования или преподавателя в училище иконописания в каком-нибудь провинциальном городе. Возможно пошёл по архитектурной стезе. Поскольку нет сведений ни о дате его смерти, ни о месте, то поиск сильно затруднен.