Николай Смирнов: путь в литературу начинал в Кинешме
13 марта исполнится 125 лет со дня рождения Николая Павловича Смирнова – известного писателя, критика, литературоведа. А мы прежде всего вспоминаем его как редактора кинешемской газеты «Рабочий и крестьянин» – предшественницы «Приволжской правды».
Николай Павлович работал в редакции в 1918-1921 годах – в пору юности Советской Республики! И ему самому было чуть за 20! Молодость и смелость привели его на солидную должность. Но и литературный талант.
Немного из биографии. Николай Смирнов родился в 1898 году в Плесе в семье городского головы. После окончания 4-х классного училища родители отправили продолжать образование в Кинешму. С 1911 года учился в Кинешемском реальном училище, жил на квартире «со столом».
По воспоминаниям родных, учился неважно. «Учился хорошо по гуманитарным предметам, математику и другие точные науки терпеть не мог. Особенно любил уроки литературы и истории. Его сочинения читали в классе. Точные науки он учить не хотел и, как говорил, “перебивался с двойки на тройку”», – писала о нем сестра Зинаида Павловна.
Да и сам писатель в воспоминаниях свидетельствовал без прикрас: «Учился я трудно, с напряжением. Страстная тоска об охоте, т.е. о свободе, изнуряла душевно и физически, и все кончилось тем, что я в двух классах (пятом и шестом) остался добровольно на 2-й год, чтобы целиком отдаться охоте».
В это время интересен факт дружбы с другим реалистом – Дмитрием Фурмановым. И хотя у них была большая разница в возрасте – Фурманов старше на семь лет – и учились они одновременно только один год, биографы отмечают, что старший товарищ оказал большое влияние на развитие литературных интересов и способностей будущего коллеги по писательскому цеху. Также как и Фурманов, Николай Смирнов в эти годы публикует в местном «Кинешемце» очерки и рассказы. Кроме этого, его произведения принимают для публикации московские («Газета для детей и юношества», «Журнал для женщин») и костромские («Поволжский вестник», «Курьер») издания.
Учебное заведение Николай окончил в 1918 году – тогда оно уже называлось школой II ступени. Сразу по получении аттестата он приходит в редакцию уездной газеты «Рабочий и крестьянин». Ему 20 лет. Он был принят в редакцию секретарем, а вскоре стал редактором: возглавлял газету в 1920-1921 гг.Двадцатые годы… Время всеобщего общественного оживления, стремления побыстрее покончить с врагами революции и наладить новую жизнь находит отражение в многочисленных передовицах, которые готовил редактор. Его статьи о деятелях мирового революционного движения и о кинешемских большевиках, о ликвидации кронштадтского мятежа и об истории Парижской коммуны насыщены революционным энтузиазмом и героикой.
Важно отметить, что одновременно с политической публицистикой Николай Павлович писал лирические стихи. Множество поэтических строк, посвященных теме родной природы, русской деревни, опубликовал он в литературных приложениях к газете. Поэзия и дальше всю жизнь не отпускала его.
Обмокший луг – пустой и кроткий,
Избушек ласковый покой,
И прясел мокрая решетка,
И дым студеный над рекой…
***
Вдоль деревни тропинкою тихой
Мимо сосенок – утренних свеч
Девки быстро идут за брусникой
На просторы болотистых сеч.
Работа в кинешемской газете стала первой журналистской школой Николая Павловича. В 1922 году он «пошел в рост». Его заметили в Иванове, пригласили в «Рабочий край», а вскоре он уже был в Москве, где работал в «Известиях», «Новом мире», «Красной нови», близко сошелся со многими писателями и издал несколько книг своих стихов, рассказов, очерков.
В 1934 году в жизни Николая Павловича началась черная полоса: арест по надуманному обвинению и четыре года сталинских лагерей. Потом были фронты Великой Отечественной. После войны Н.П.Смирнов вернулся к литературе и журналистике. Он – член редколлегии альманаха «Охотничьи просторы», автор рассказов и очерков на излюбленную охотничью тему, литературоведческих статей, мемуаров и повести «Золотой Плес», посвященной И.И.Левитану и своему родному городу.
Николай Павлович был дружен со многими писателями в нашей стране и за рубежом. Среди адресатов его писем – М.А.Шолохов, Б.Л.Пастернак, Д.С.Лихачев, М.М.Пришвин, Л.А.Кассиль, известные эмигранты И.Н.Одоевцева, В.Н.Муромцева-Бунина и другие. С ними он обсуждает литературные вопросы, выступает рецензентом произведений (например, пишет отзывы на «Поднятую целину», «Доктора Живаго», «Кондуит и Швамбранию). В 1960-е годы публиковал материалы в русскоязычной парижской газете «Русские новости». Теперь он совсем по-другому смотрел на «русский» Париж, не так, как в далекие 20-е годы, когда в «Рабочем и крестьянине» с юношеским пылом и революционной дерзостью писал, что Париж – «оплот умирающего мира», где нашли «пристанище Коноваловы, Родзянко и Гучков».
В 1978 году Николая Павловича не стало. Ушел человек, проживший трудную и насыщенную событиями, встречами, творчеством жизнь. Ушел писатель, чей творческий путь начинался на страницах кинешемской уездной газеты.
С уважением к памяти Н.П.Смирнова,
Илья Лебедев,
редактор газеты «Приволжская правда».