«Горячее сердце-2023». День восьмой: Владимирский театр впервые представил на кинешемской сцене классический спектакль
Фестиваль вызывает живой интерес.
Жюри Международного фестиваля русской классической драматургии «Горячее сердце» в этом году претерпело минимальные изменения. Впервые в его составе появилась театровед, критик, доктор культурологии из Москвы Полина Богданова. Мы попросили Полину Борисовну поделиться впечатлениями от пребывания на празднике драматургии А.Н.Островского. И вот что она сказала:
– Я уже бывала в Кинешме, но на фестиваль попала впервые. Меня поражает его масштаб: десять дней, десять пьес совершенно потрясающего драматурга. Это богатство русской сцены. Театры разные. Есть очень хорошие. Мне понравился московский театр «Школа драматического искусства». Хороший спектакль «Шутники» показал «Сатирикон».
Свежий взгляд на знакомый сюжет.
Владимирский академический театр драмы приезжает в Кинешму далеко не в первый раз. Только раньше коллектив участвовал в фестивале «Островский-FEST» и привозил спектакли по пьесам современных авторов. И вот настала очередь классики. Для участия в «Горячем сердце» был выбран спектакль «Доходное место».
Постановка появилась в результате творческого сотрудничества со знаменитым отечественным режиссером Дмитрием Астраханом, и позволила взглянуть на хрестоматийное произведение под не совсем привычным углом. Главный герой Жадов в исполнении актера Александра Аладышева, знакомого нашим зрителям по моноспектаклю «Назову себя…», предстает не как знакомый по многим другим постановкам идеалист-бессребреник, готовый терпеть нужду и лишения ради собственных убеждений. В данной постановке Жадов скорее мажор образца XIX века, получивший за счет богатого дядюшки – казнокрада весьма приличное образование, а вместе с ним и толику вольнодумства, модного в среде интеллектуалов. Молодой человек выражает активное неприятие взяточничества, распространенного в чиновничьей среде. Но его обличительные речи больше похожи на заученные мантры.
Испытанием на прочность убеждений для главного героя становится женитьба на девушке из бедной дворянской семьи. Ее мать вдова Кукушкина в исполнении актрисы Галины Фатхутдиновой готова как можно скорее сбыть двух своих дочерей с рук, потому что не может обеспечить им солидное приданое. Невеста Жадова Полина в исполнении актрисы Натальи Демидовой — экзальтированная молодая девушка, влюбленная и весьма наивная. Она верит тому, что проповедует супруг, но не готова терпеть тяготы и лишения. Тем более, что перед глазами имеет пример сестры Юленьки, которая ни в чем себе не отказывает, потому что вышла замуж за образцового чиновника-карьериста Белогубова.
Поддавшись на уговоры жены, Жадов в конце концов соглашается отбросить гордость и идет на поклон к дядюшке, чтобы просить доходного места. Но судьба спасает его от позорной сдачи убеждений ради комфортного существования. Дядюшка не может оказать протекцию, потому что сам лишился власти и влияния за свои злоупотребления. И только в этот момент, пройдя через настоящее унижение, герой обретает жизненные принципы. Финальный монолог звучит уже как речь человека, по-настоящему убежденного в своей правоте.
Зрители почувствовали и одобрили такое преображение главного героя. И гром аплодисментов стал выражением благодарности за возможность совершить вместе с ним такой важный и серьезный поступок.
Актуален ли Островский в наши дни?
На пресс-конференции актеры Владимирского театра постарались сформулировать ответ на вопрос, что творчество А.Н.Островского значит для каждого из них лично.
Исполнитель роли Жадова актер Александр Аладышев безапелляционно заявил:
– Если театр – то Островский, если Островский — то театр. Понятно, что в первую очередь он имеет отношение именно к русской культуре и не так знаменит в мире. Но наш театр без него представить невозможно.
– Эти двести лет совершенно не чувствуются, – подчеркнула исполнительница роли Кукушкиной актриса Галина Фатхутдинова. – Островский абсолютно современен. И я думаю, что еще через двести лет будет то же самое.
– Это автор, в пьесах которого хочется играть, – высказала свое мнение актриса Наталья Демидова, исполнившая в спектакле роль Полины. – Там есть и возрастные роли, и молодые девушки. Их важно иметь и в репертуаре театра, и в своем личном актерском багаже.