«Горячее сердце-2023». День четвертый: Спектакль “Трудовой хлеб” – уникальный творческий опыт
Незаслуженно забытая пьеса
Главным и единственным событием четвертого дня фестиваля «Горячее сердце» стал спектакль Московского театра «Школа драматического искусства» «Трудовой хлеб». И этого оказалось достаточно. Потому что для всех, кто пришел в зрительный зал, за исключением двух членов жюри, это было первое знакомство с малоизвестной и очень редко ставящейся пьесой А.Н.Островского.
Чтобы понять уникальность события, достаточно сказать, что даже в Кинешемском театре за его 125-летнюю историю «Трудовой хлеб» ставился только однажды. И было это в 30-х годах прошлого века.
На сцене жизнь образованного сословия
Данная пьеса стоит особняком в многогранном творческом наследии основоположника русской классической драматургии. В первую очередь, сильно выделяется язык героев. В нем много латинизмов, характерных для людей, получивших классическое образование. Благодаря такому жаргону вчерашние «студиозусы» быстро находили «братьев по духу» и завязывали приятельские отношения.
Также важно, что действие происходит в Москве. Многолюдный мегаполис позволяет людям вести себя более свободно, не боясь за свое честное имя.
Пример главного героя Иосафа Наумыча Корпелова, который презрел карьеру и богатство ради потворства духу свободолюбия, был характерен для этой среды образованных людей тогдашней России. Оставшись опекуном и единственным кормильцем дочери своей рано умершей сестры, он перебивается дешевыми частными уроками, занимает у знакомых, чтобы вовремя заплатить за квартиру, но не берет ни копейки из крупной суммы, которая была завещана сестрой в качестве приданого для племянницы. Больше того, никто из домочадцев даже не помышляет использовать эти, как они называют, «заветные деньги», хотя нужда возникает часто, и все знают, где они хранятся.
Есть ли в деньгах счастье
Идиллия в доме Корпелова начинает рушиться, когда вошедшая в лета племянница влюбляется в богатого франта. И главный конфликт пьесы строится вокруг диаметрально противоположных взглядов на жизнь вообще и деньги в частности между домочадцами Корпелова и потенциальным женихом его племянницы. Тот считает, что в жизни главное – богатство, и готов на все: унижение, обман и даже предательство ради того, чтобы иметь возможность купить себе все, что можно пожелать.
Еще одним антагонистом главного героя в пьесе является его бывший однокашник по гимназии Матвей Петрович Потрохов. Тот стяжал и чинов, и капиталов, но сытая, богатая жизнь не приносит ему удовольствия.
Как гениальный сказочник, А.Н.Островский строит повествование таким образом, что вопреки устоявшейся логике жизни, добродетель торжествует а зло повержено. Пройдя через серьезные испытания, главный герой и все его домочадцы не предали свои жизненные принципы. Никакие невзгоды не способны поколебать устои людей, постигших для себя универсальную формулу счастья: источником радости является не достижение или обретение чего-то ценного, а сама жизнь.
Почему же «Трудовой хлеб» сегодня не в тренде?
Особых похвал заслуживает художественное оформление спектакля. Каждый костюм — это подлинный шедевр дизайнерской мысли. На платьях, сюртуках и рубашках отпечатаны черно-белые иллюстрации из газет XIX века. Причем, там изображены именно те вещи, которые могли быть в домах конкретных людей, будь то богатеи или бедняки. Благодаря такому декору костюмы точно гармонировали с такими же черно-белыми элементами сценографии.
О том, насколько мысли, заложенные А.Н.Островским в пьесу «Трудовой хлеб» созвучны реалиям дня сегодняшнего, артисты, занятые в постановке, говорили на пресс-конференции по окончании спектакля.
– Это писалось тогда, когда капитализм в России начинался, – высказал свое мнение исполнитель роли Потрохова актер Игорь Лесов. – И сейчас мы вновь окунулись в наш нынешний капитализм. И созвучие современных жизненных реалий резонирует с сюжетом и содержанием пьесы. Вообще, пьеса очень удивительна для А.Н.Островского. Она раза в два меньше по объему, более динамичная, и в ней много молодых персонажей. И выписана замечательно. И нам очень странно, почему она не в тренде.
– Что касается языка пьесы, то он хотя и немного «кудрявый», но очень актуальный именно сегодня, – подчеркнул исполнитель роли Корпелова артист Дмитрий Репин. – Мы часто замечаем, что в обычных разговорах пользуемся словами и целыми фразами из пьесы, и они звучат очень органично. Буквально вчера мы в очередной раз обратили на это внимание.
Спектакль «Трудовой хлеб» вызвал у зрителей только восторженные чувства. Удивительно тонкая и филигранная игра актеров, мощный эмоциональный посыл и, конечно же, сногсшибательное художественное оформление произвели на фестивальную публику неизгладимое впечатление
Все, кому посчастливилось побывать на этом уникальном спектакле, теперь будут с нетерпением ждать, когда сценическое воплощение этой незаслуженно обделенной вниманием пьесы А.Н.Островского появится в репертуаре нашего театра.