Алексей Антипович Потехин – бытописатель земли кинешемской и вичугской

В этом году исполнилось 190 лет со дня рождения Алексея Антиповича Потехина. Уроженец города Кинешмы, он ставил заметный след в русской литературе.

Последняя четверть девятнадцатого и начало двадцатого века принесли Алексею Антиповичу Потехину все: славу, почет и уважение. Он пользовался большой известностью и как беллетрист, написавший ряд повестей и романов, и как драматург, пьесы которого с успехом шли на сценах лучших столичных театров. Кроме того, он написал ряд этнографических очерков «из жизни фабричного люда», который некогда проживал на территории нынешнего Вичугского района.

После революции 1917 года Потехина, который с необычайной достоверностью отражал в своих произведениях «социально-экономические противоречия классово-расслаивающейся деревни» было уж совсем предали забвению. Забыли даже отчество писателя. В томе девятом «Литературной энциклопедии» вышедшей в свет  в 1935 году, Потехин значится под отчеством… Анисимович!

Правда, к двадцатилетию его смерти в 1938 году в Ивановском издательстве вышла книга, в которую вошли три романа. Спустя двадцать лет вышел еще один сборник…

 

Сотрудничество с журналом «Вестник Европы»

Потехин не был первым, кого привлекли как исследователя большие фабричные села Гольчиха, Бонячки и Тезинино, Старая Вичуга.

Один из героев романа «В лесах» Мельникова-Печерского говорил: «Да вот к примеру хоть Вичугу (село Вичуга – прим. М.К.) взять. До французского года (1812) ни одного ткача в той стороне не бывало, а теперь там у мужиков только и дела, что скатерти да салфетки ткать. А как началось? Выискался смышленый человек с достатком, нашего согласия был, по древнему благочестию, Коноваловым прозывался, завел небольшое ткацкое заведение, с легкой его руки дело и пошло да пошло».

Литературная деятельность Потехина началась в 1852 году сценами из провинциального быта. Через четыре года вместе с Писемским и Островским принял участие в этнографической литературной экспедиции, которая дала ему много ценных материалов для будущих произведений о Волге, Кинешме, где он провел детство.

Летние месяцы Алексей Антипович проводил в своем имении Орехово, расположенном недалеко от фабричных районов, в которых он близко познакомился с фабрикантами и обстановкой на предприятиях. Как чуткий и наблюдательный писатель онвникал в процессы производства и быт фабричного населения.

А результатом этих наблюдений стали два романа «Около денег» и «Молодые побеги». Первый, критика того времени считала одним из лучших романов, вышедший из-под пера писателя.

Сюжет здорово закручен. В нем показана семья фабриканта Терентия Савельича Скоробогатого. Его сын Иван Терентьевич, ради того, чтобы получить в наследство и капитал папаши, соглашается на сожительство своей красавицы жены с Терентием Савельичем, который за деньги покупает любовь снохи. Седина в бороду, бес в ребро! Сам же Иван Терентьевич ухаживает за Аленой Федоровной, женой Капитона Обожжухина, рабочего их фабрики. Но ловкач и хитрец Капитон, прознав о разладе в семье фабриканта, «положил глаз» на богомольную дочь Скоробогатого, которая, однако, тоже не прочь прибрать к своим рукам деньги отца.

Обожжухин понимает, что через Степаниду можно заиметь неплохие деньги…

Тем временем, воспользовавшись ухаживанием Ивана Терентьевича, сына фабриканта, за Аленой, Капитон добивается того, что его переводят на фабрике из рабочих в уставщика, т.е. смотрителя. Но ему этого мало. Он продолжает морочить голову Степаниде, ведет наглую и расчетливую игру. Во время крестного хода Капитон даже несет икону, лишь ради того, что у Степаниды можно «хапнуть» денег. И он добился своего. Степанида обворовывает отца. Крадет у него несколько тысяч рублей и передает Капитону. А что взамен? Получив деньги, он уходит от женщины, которая поверила в его любовь и пошла на преступление.

«Провести дело с умом, говорит сам с собой Обожжухин, вдвое, втрое, вдесятеро будет, завод свой будет, почести, поклоны, знать какая, спокой дорогой!… Не ломай спину, не работай, не кланяйся, мне кланяться будут».

Говоря современным языком, это и есть один из способов первоначального накопления и развития капитализма. Его волчья психология.    

Роман около денег впервые был напечатан (как и многие другие произведения) в журнале «Вестник Европы» в 1876 году, с которым писатель сотрудничал.

Кроме беллетристики Потехин писал и пьесы, в том числе и из крестьянской жизни «Суд людской – не божий», «Шуба овечья – душа человечья» и другие. Однако лучшие пьесы были запрещены к постановке царской цензурой. Но современная критика высоко ценила их. Добролюбов отмечая «замечательное мастерство» Потехина писал «Потехин представляет нашу комедию, имеющую серьезное значение».

 

Экскурс в историю

О вичугском крае у Алексея Антиповича есть такие строки: «Я живу в местности, где природа не особенно щедра к человеку: земля холодная, тяжелая, неродимая, зимы студеные, лета короткие, хороших лугов заливных мало; где поля родят без сильного удобрения и двойной обработки, а скота в долгую зиму покормить нечем, и где поэтому две коровушки на крестьянский двор считаются уже роскошью, признаком большого довольства и благосостояния; где рядом с крестьянской нуждой пристроилось, нашло рабочие руки и развилось фабричное производство…»

Одним из первых зачинателем ткацкого дела как сказано выше, был крестьянин Коновалов.

В 1825 году он откупился на волю за две тысячи четыреста рублей. Спустя время он приобрел у разорившегося помещика имение, но в барском доме жить не стал, а приспособил его под сушилку. У Коновалова нашлись последователи Кокоревы, Разореновы, Миндовские, Морокины.

Среди малоземельного крестьянства вичугской стороны было много дешевых рабочих рук.

Пользуясь этим, фабриканты платили рабочим мало, получали большие доходы и сказочно богатели. Фабричный труд вредно сказывался на крестьянском укладе жизни. Он требовал ухода из дома и производил, таким образом, разрыв между хозяином и хозяйством. Последнее, по этой причине приходило в упадок. Тяжелый труд приносил мало заработка, его едва хватало на то, чтобы не умереть с голода. При этом фабричные снабжались из фабричных лабазов, куда и уходил весь заработок. Село Вичуга считалось одним из самых богатых в Костромской губернии.

«В нем живут самые крупные капиталисты», – говорили про него.

Во второй половине девятнадцатого столетия на пятнадцативерстном расстоянии от Бонячек до Волги насчитывалось четырнадцать фабрик. На самых больших из них – Кокоревской и Коноваловской – было занято по десяти тысяч рабочих.

«Селение Бонячки, – писал в 1884 году Алексей Потехин, – в котором расположена фабрика Коновалова, представляет собою большой фабричный поселок, по восточной стороне которого протекает речка Пезуха, впадающая через посредство других речек в Волгу. Селение представляет довольно узкую сорную улицу, в начале которой расположено до двух десятков крестьянских дворов, а затем с левой стороны три дома местных фабрикантов, с лежащими за ними фабриками, а по правой сады владельцев фабрик».

Часто бывая на фабриках, Алексей Потехин видел тяжелый и подневольный труд детей. «Что может вырасти из них, что ждет впереди?» – задавался вопросом писатель. «Нужда и нищета беспросветная», – отвечал он сам себе. Движимый добрыми помыслами, Потехин строит на свои средства в Орехове школу. Строили «всем миром». Старики приходили на стройку и проверяли каждый забитый гвоздь…

В 1903 году в издательстве Кушнерева выходит «Книга для чтения». В параграфе о промышленности Московской области помещен рассказ «Фабрика» за подписью А. Потехин

«Грозно пыхтит и клокочет на фабрике паровик и приводит в движение все фабричные машины. Много удивительного на фабрике творит водяной пар, которым управляет человек. Вы, может быть, видали с какою скоростью пар заставляет двигаться громадные, наполненные пассажирами и тяжестями суда и вагоны, и вы удивлялись в этом случае его могуществу, его силе…» Таким незамысловатым языком писатель рассказывает детям о силе, которая приводит в действие ткацкие станки на фабрике.

 

«Потехинские праздники»

1901 год ознаменовался полувековой деятельностью Алексея Антиповича Потехина на литературном поприще. Москва чествовала драматурга три дня! 22 ноября (ст. стиль) в Малом театре была поставлена одна из старейших пьес юбиляра «Отрезанный ломоть». После первого акта началось торжество поздравлений. Первой предоставили слово М.Н. Ермоловой. При этом Потехину был вручен адрес с золотым венком от артистов этой сцены. Затем последовали поздравления от Художественного театра и Литературно-художественного кружка.

На другой день праздник Потехина справили в театре Корша. Шла комедия «Вакантное место». После первого акта вся труппа окружила автора. Ф.А. Корш произнес приветственное слово, а затем юбиляру поднесли огромный венок…

Однако настоящее торжество чествования писателя состоялось 24 ноября в помещении Литературно-художественного кружка. Первым выразил свое почтение князь Сумбатов. Он приветствовал юбиляра, как «яркий светоч русской мысли, «как рыцаря духа», на знамени которого была написана любовь к своему перу.

Поздравления и дружеская беседа продолжилась за ужином. Присутствовало более двухсот человек. Много говорилось речей людьми, фамилии которых и ныне произносятся восхищением: Южин, Лавров, Невежин, Немирович-Данченко…

Ответное слово было предоставлено самому юбиляру. «Волга и Москва – вот мои первые, мои щедрые кормильцы, начал свою речь Алексей Антипович, питавшие первые проблески моего творческого воображения, моего труда. Спасибо им! Спасибо вам, друзья, за теплый дружеский прием. Радости моей нет предела. Не забуду я этого дня никогда».

Писатель был полон творческих планов. Поступили заказы на новые пьесы. Но Потехин был уже достаточно стар, а тут еще в 1904 году смерть Чехова, с которым он был в дружеских отношениях.

Последние годы он сильно болел. Умер Алексей Антипович Потехин в октябре 1908 года в Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище в Александро-Невской Лавре.

В тяжелые годы после Гражданской войны в усадьбе Потехиных побывал сотрудник газеты «Рабочий край». «Усадьба представляет из себя деревянный одноэтажный дом, начинает свое повествование автор скрывающийся под псевдонимом М.А. В новой пристройке живет семейство латыша-беженца Я.Х. Скуанек, ничего не имеющего общего с литературой. Во многих комнатах запустение, паутина, местами сырой иней и пыль покрыли стены этих комнат, в которых жил и вынашивал свои страдания в душе писатель. Мертвый вид представляет из себя этот нежилой дом романтика. Стоят зеркала, мебель, пианино с раскрытой клавиатурой, два библиотечных шкафа с письмами, рукописями, грамотами и книгами. Часть библиотеки взята учителем местной школы. Часть ценного исторического материала как говорят, утеряна и растрачена, а между тем эти материалы могли осветить целую эпоху жизни и быта нашего края».

Школа имени А.А.Потехина при его усадьбе в Орехове. 1929 г.

После революции дом Потехина разобрали и перевезли в село Филисово, приспособив под клуб.

Архив безвозвратно пропал. В настоящее время в Ивановском областном архиве хранится пять писем Алексея Антиповича Потехина.

Среди писателей прошлого нашей области Потехин занимает далеко не последнее место. Имя его не может быть забыто.

                                                      

  Литература

«Вестник Европы»,  том 62,  СПб, 1876 год.

«Живописная Россия», СПб, том 6, часть 2, 1899 год.

Журнал «Искры», Москва, №48, 1901 год.

«Иваново-Вознесенский губернский ежегодник» на 1921 год,  Иваново-Вознесенск

Литературная энциклопедия, том 9, Москва, 1935 год.

«Писатели текстильного края», Иваново, 1953 год.

«Теплый ветер», Иваново, 1958 год.

 

 

Оставьте комметарий

Или войти с помощью:  

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *