За новыми впечатлениями – в Островский район

В очередное путешествие с краеведами Кинешмы и Заволжска мы отправились в гости к нашим соседям, в Островский район Костромской области. Наш маршрут проходил через Заволжск с заездом в село Угольское и поселок Александровское. Сегодня мы расскажем о культурно-выставочном центре им.Б.М.Кустодиева.

Поселок Островское, районный центр Костромской области, известен кинешемцам. Кто ездит сюда за добротными пиломатериалами, кто бывает проездом, следуя в Кострому. В советское время многие бывали в музее художника Бориса Кустодиева и воочию знакомились с его картинами. Теперь подлинных холстов в музее нет, их забрали в костромской музей, а в связи с этим и музей лишился своего статуса. Теперь здесь историко-культурный центр имени Б.Кустодиева. Под экспозицию, посвященную художнику, отведена половина зала второго этажа. Экспонаты: копии картин, бюст художника. Из оригиналов остались литографии и фотографии, палитра и книга Некрасова с иллюстрациями художника.

– В 1998 году изъяли все работы Кустодиева, – говорят сотрудники центра. – Забрали по той простой причине, что у нас нет условий: не выдерживается влажность и температура, нет защиты и охраны трех степеней, поэтому мы не имеем права это все у себя хранить. Картины теперь находятся в костромском музее. У нас же статус понизили: переименовали музей в историко-культурный центр, а нам понизили зарплату. Мы молчим, не выступаем: лишь бы то, что имеем, не отобрали.

Затаив дыхание, слушаем историю создания коллекции. Можно сказать, что музейные экспонаты появились практически с мусорки. Было это в 1955 году.

Заведующая районным отделом культуры Лидия Васильевна Гречнева должна была подписать акт списания вещей на выброс, а вещей, которые кто-то посчитал хламом, набралась целая подвода.

– Торопили, чтобы побыстрей подводу отпустить, которая направлялась на свалку. Но отказалась Лидия Васильевна подписывать документ, решила разобрать вещи, которые списывались, – рассказывает методист Татьяна Вячеславовна Кевва. – Среди рухляди заметила она старые, сложенные вдвое холсты. Развернула и ахнула, увидев подпись Кустодиева. Более двадцати картин и рисунков чьи-то равнодушные руки приготовили к уничтожению. Это были небольшие по размеру этюды, созданные художником на местном материале, в основном к его дипломной работе «Базар в Семеновском». С этого момента Лидия Васильевна начала собирать сведения о Борисе Михайловиче, организовала небольшой уголок, посвященный его творчеству. В 1958 году был основан музей, на открытие которого были подарены некоторые вещи, в том числе палитра Кустодиева. Все подлинники, что есть в нашем центре, подарены вдовой художника Юлией Ефстафьевной Кустодиевой на открытие музея. Осталось только неизвестным, откуда были те самые холсты, которые чуть не оказались на свалке.

Вот так, если бы не была Лидия Васильевна Гречнева такой принципиальной и ответственной, не увидели бы потомки более двадцати картин Бориса Кустодиева.

Очень развернуто и эмоционально сотрудница центра рассказывает биографию художника, знакомит с экспонатами, отвечает на наши вопросы. Мы узнаем, что осенью 1900 года студент Императорской Академии художеств Борис Кустодиев впервые приехал в Кинешемский уезд для сбора материала для выпускной картины. Большую роль в судьбе известного художника сыграла встреча в усадьбе Высоково с будущей супругой Юлией Прошинской. В этих местах Кустодиев работал почти каждый год с 1900 по 1915. Он писал картины в селе Семеновское-Лапотное, усадьбах Высоково, Панькино, Павловское, а позже в выстроенном им «Тереме». Акварельный рисунок «Терема» сегодня можно увидеть в экспозиции.

В другом зале развернута выставка «Русская горница», где собраны предметы быта Семеновского, а ныне Островского района. Как пояснила директор центра Любовь Николаевна Смирнова, основной культурой этого края был лен. Когда-то в области был огромный льнокомбинат, но сейчас лен даже не выращивается. Экскурсовод рассказала о всех процессах работы с культурой: от выращивания до изготовления одежды. Здесь же мы познакомились с домашней утварью и обстановкой крестьянской избы.

В культурном центре создается также музей Семеновского лаптя. Для тех, кто не в курсе: ранее название поселка Островского было другое – село Семеновское-Лапотное. В 1956 году к 70-летию со дня смерти драматурга А.Н. Островского Семеновское было переименовано. Новая экспозиция уже работает. Посетители могут познакомиться с тем, как делали знаменитые семеновские лапти и в чем их особенность.

Интересна коллекция участников конкурса Семеновского лаптя. Ежегодно в конце августа в Островском проходит праздник, посвященный лаптям, в рамках которого на суд зрителей и жюри умельцы представляют всевозможные варианты этой обувки: из атласных лент, хлеба, кабачков, бумаги и бутылок. В общем, кто во что горазд.

Любовь Николаевна начинает экскурсию по новой экспозиции:

– Весной мастер шел в заросли липников, где выбирал дерево, причем такое, которое мешало расти остальным. Лапти же начинали плести только зимой, когда было много свободного времени. Их плели огромными обозами, так как эта обувь носилась всего три-четыре дня и выкидывалась. Есть такая поговорка: «Чтобы в дорогу идти, нужно семь пар лаптей плести». Наши Семеновские лапти были знамениты тем, что плелись они на две колодки: правую и левую.

А еще вот какой интересный случай рассказала Любовь Николаевна. Было это или нет, мы не знаем, но поверить очень даже можно. Дело было так. Война. В Белоруссии идут бои. Морозы трескучие: ниже 40. Для защиты ног солдатам стали выдавать лапти, которые надевали поверх сапог. Солдатам и теплее было, и по снегу ходить удобнее в лаптях-снегоступах. Прошел в таких лаптях наш отряд, а за ним немецкая разведка идет и видит непонятные следы. Доложили немцы в свой штаб, что у русских появился новый вид транспорта, техника, которую никто не видел и не слышал. Вот так напугали врагов лапти.

Свыше 100 фотографий из поездки по Островскому району смотрите в нашей группе ВК.

Оставьте комметарий

Или войти с помощью:  

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *