«Снегурочка» – щелыковская сказка

3 и 4 ноября Кинешемский драматический театр им. А.Н.Островского представляет премьеру – «Снегурочка». Наша газета писала, как идет работа над этим большим и необычным проектом. Мы публиковали интервью с режиссером, артистами, руководителями театральных цехов. Сегодня – слово заведующей музеем истории театра Галине Пантелеевне Рыбаковой, которая рассказывает  об истории пьесы и ее сценической судьбе.

Появление стихотворной пьесы «Снегурочка» было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная.

С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А.Н. Островскому, который охотно на это согласился.

«Весеннюю сказку» Александр Николаевич вынашивал в своей душе более 20 лет. Его сестра М.Н. Островская вспоминает, что драматург был особенно влюблен в щелыковскую весну, лучшие замыслы осуществлялись во время деревенского отдыха, среди русской природы в тесном общении с народом.

В пьесе «Снегурочка», которую он написал, отражен уголок щелыковской природы: лесная поляна близ Куекши, прозванная в народе Ярилиной долиной, голубой ключик, бьющий в одном из ее уголков.

Создавая образ сказочного царя Берендея, мудрого правителя, Островский привнес в его облик черты знакомых щелыковских крестьян.

Действие происходит в царстве Берендея, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов.

Основной драматический конфликт связан с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душою стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя его дочь Снегурочку: когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Музыку по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему  П.И.Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории. Он уже начал свой композиторский путь как оперный композитор, был автором двух симфоний.

И Островский, и Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, постоянно общались, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский выступал в роли заинтересованного заказчика, постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши. Как признавался сам Чайковский, ему пьеса Островского так нравилась, что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели.

Литературная работа была закончена в день 50-летия драматурга – 31 марта 1873 года.

Формальности были выполнены необычайно в короткие сроки. Дирекция приняла пьесу без утверждения ее театрально-литературным комитетом, оформив это утверждение позднее, а цензура, получив рукопись 19 апреля, дала положительный отзыв на следующий день.

И дирекция, и драматург, сам участвовавший в репетициях, и все исполнители очень серьезно взялись за постановку.

Роль Снегурочки в спектакле исполняла Г.Н.Федотова, царя Берендея – И.В.Самарин, Весны-Красны – М.Н.Ермолова.

Но представление не имело успеха. Большая часть публики и особенно критики принимали пьесу холодно. Образы и иносказания ее были мало понятны современникам. Устное народное творчество, обрядово-песенный фольклор и мифология, культ и верование древних славян были чем-то далеким и неинтересным для аудитории.

Поверхностно восприняв пьесу, критики тут же обвинили автора в уходе от реальности. Привыкшие к его установившейся роли обличителя пороков русского общества, зрители были не готовы погружаться в глубокий мир аллегорий сказки.

Не понравилась «Снегурочка» и Н.А.Некрасову, который в то время редактировал «Отечественные записки», где Островской первоначально предполагал опубликовать «Снегурочку».

Однако  Некрасов предложил столь низкий гонорар, что драматург был вынужден передать пьесу в другой журнал – «Вестник Европы».

В письме к драматургу редактор «Вестника Европы» К.М.Станюкевич сообщал: «На днях у меня собрались И.А.Гончаров и А.Н.Пыпин, и мы благодаря «Снегурочке» провели вечер как нельзя приятнее. Мы удивлялись: и силе фантазии, и покорности ей со стороны языка. Вы превосходно изучили наш сказочный мир и воспроизвели его так искусно, что видишь и слышишь какой-то реальный мир».

Тепло приветствовала «Снегурочку» газета-журнал «Гражданин» Ф.М.Достоевского, где пьеса названа «новым прелестным произведением».

При жизни Островского «Снегурочка» была сыграна в Московском Малом театре девять  раз. Последний спектакль состоялся 25 августа 1874 года.

Лишь в 1900-е годы «Снегурочка» завоюет успех на русской драматической сцене. Критик Н.О.Ракшанин напишет: ««Снегурочку» рвут на части, на нее смотрят как на маннунебесную и хлеб насущный, ею хотят жить, на нее возлагают надежды». (Новости и биржевая газета 1900 г. 30 сентября).

На кинешемской сцене «Снегурочку» ставили в сезоны 1914-1915 гг., 1921-1922 и 1922-1923 гг. В музее театра представлена афиша сезона 1939-40 гг., где хоть и названа  «Снегурочка», но поставлен спектакль не был.

Оставьте комметарий

Или войти с помощью:  

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *