Педагогика и творчество идут рука об руку
Ко Дню учителя мы стараемся предоставлять нашим читателям возможность поближе познакомиться с лучшими представителями педагогического сообщества Кинешмы. На этот раз нашим собеседником стала учитель музыки школы №1 Елена Каплунова.
За почти тридцать лет педагогической деятельности Елена Евгеньевна добилась значимых успехов на профессиональном поприще. Об этом говорят многочисленные победы и награды. Вот только самые значимые:
– 2013 год – победа в городском конкурсе “Учитель года”,
– 2019 год – Почетная грамота «За большой личный вклад в патриотическое воспитание и формирование нравственного развития подрастающего поколения Ивановской области»,
– 2020 год – городская премия имени воеводы Федора Боборыкина,
– 2022 год – Грамота Министерства просвещения.
Благодаря активной творческой деятельности Елена Каплунову хорошо знают не только наши земляки, но и люди за пределами Кинешмы и Ивановской области. Как руководитель хора учащихся первой школы и, конечно же, как руководитель трио «Гармония».
– Елена Евгеньевна, когда Вы ощутили, что педагогика — это Ваше призвание?
– Трудно сказать. В детстве я не очень-то и задумывалась о будущей профессии. Училась в школе имени Д.А.Фурманова, теперь это лицей, и параллельно занималась в музыкальной школе. После 9 класса появилась идея продолжить музыкальное образование. Была мысль поступить в Ивановское музыкальное училище, но мама меня туда не отпустила. Побоялась. Тогда выбор пал на Кинешемское педагогическое училище (теперь педколледж).
– То есть, в первую очередь Вас интересовала возможность заниматься музыкой?
– Да. Хотя в семье у меня есть педагоги. Бабушка Римма Павловна Зимина всю жизнь проработала учителем истории в пятой школе. У мамы тоже есть педагогическое образование, она окончила исторический факультет. В общем, получается, что выбор не был случайным.
– Как Вы оказались в школе?
– В педагогическом училище я осваивала специальность «Преподаватель музыки, музыкальный руководитель детского сада». Окончила в 1993 году с красным дипломом и сразу же попала на работу в первую школу. Там у руля был Александр Юрьевич Пыхов. Однажды он пришел в училище на День открытых дверей и обратил на меня внимание. Я участвовала и в фольклорном ансамбле, и в коллективе бардовской песни, и в хоре. В школе тогда работал Андрей Николаевич Солнцев, но детей становилось все больше, и нужен был второй учитель музыки. Александр Юрьевич пригласил меня, и с того момента по сей день я работаю в одном учебном заведении. В следующем году 30 лет будет.
– Но не замыкаетесь исключительно на педагогической деятельности, а продолжаете заниматься музыкой?
– Естественно. Чем больше творишь, тем больше хочется. Как говорится, талант надо тратить. Появилось желание создать свой коллектив единомышленников. Таковым стало трио «Гармония».
– Что для Вас лично «Гармония» – отдушина, возможность сменить вид деятельности, попробовать себя в другом качестве?
– И то, и другое, и третье. Мы не только репетируем и выступаем вместе, как коллектив. Мы стали подругами. Все дни рождения, все праздники отмечаем вместе. Поддерживаем друг друга во всем, помогаем в творчестве.
– Кроме «Гармонии» у Вас есть еще и школьный хор. Какие задачи Вы для себя ставите в работе с детскими коллективами?
– Естественно, я беру в хор ребят, у которых есть способности, есть талант, и стараюсь помочь им раскрыться. Нет цели воспитать музыканта. Просто хочу привить ребятам любовь к музыке, чтобы она стала частичкой их души. Приятно осознавать, что это помогает им в дальнейшем. Двое бывших участников хора даже получают профессиональное вокальное образование. С другой стороны, я помогаю детям, а они помогают мне. Хор защищает честь школы, честь города. Для меня немаловажно, что коллектив демонстрирует достойный уровень нашей совместной работы.
– На кого из своих наставников, коллег Вы равнялись, старались быть похожей?
– Прежде всего, это преподаватели педучилища. Я до сих пор с ними общаюсь, обращаюсь за советом. Это Татьяна Александровна Куваева, Ирина Владиленовна Сорокина, преподаватель по дирижированию Людмила Ивановна Исляйкина, Галина Николаевна Ананьева, преподаватель по вокалу Надежда Васильевна Долинина.
– В школе Вы не только учитель музыки, руководитель хора, но и классный руководитель кадетского класса. Как Вам удается так гармонично сочетать музыку и кадетское движение?
– Сама удивляюсь. Коллега Любовь Викторовна Опокина помогла мне в это погрузиться. Мы ездили на слёты по морскому многоборью в Ярославль, Кострому, Домодедово. Собирались в Северодвинск и Севастополь. Достигли первых успехов. Но два года пандемии сказались не лучшим образом. Дети повзрослели, да и с поездками сейчас стало гораздо сложнее.
– Мне кажется, что у настоящих музыкантов есть важное качество, на которое кадеты могут равняться. Это упорство в достижении поставленной цели. Вы берете произведение и репетируете до тех пор, пока не добьетесь идеального исполнения.
– Возможно. Хотя в любом деле без упорства и труда невозможно добиться хорошего результата. С другой стороны, мне, как музыканту, легче воздействовать на детей. Мы разучиваем и исполняем песни о любви к Родине, о подвигах, и тем самым мобилизуем патриотические чувства.
– Сейчас Ваши подопечные учатся в восьмом классе. Возраст сложный. Какие качества Вы стремитесь в них воспитать?
– Стараюсь, чтобы они были ответственными, умели отвечать за свои поступки. Чтобы были прежде всего людьми, способными сострадать, понимать, поддерживать в трудную минуту. Чтобы умели дружить, общаться. Когда начались боевые действия на Украине, я спросила своих девчонок, если бы им было достаточно лет, пошли бы они участвовать в спецоперации? И они мне на полном серьезе ответили, что да. Вот такой настрой у моих девчонок. Они у меня очень активные.
– Что бы Вы пожелали коллегам в свой профессиональный праздник?
– Прежде всего, здоровья. И чтобы на все хватало времени. Потому что у меня его катастрофически не хватает. Задумок много, но реализовать все слишком сложно.