Нина Мазур: «К вам приезжают и будут приезжать звезды!»

Состоялась пресс-конференция председателя экспертного совета фестиваля «Островский – FEST» Нины Мазур, театроведа, театрального критика, драматурга, члена Германского Центра Международного Института  Театра и Международной Ассоциации театральных критиков, г. Ганновер, ФРГ.

– Нина Зиновьевна, Вы – частый гость различных театральных фестивалей, как в нашей стране, так и за рубежом. Более того, Вы еще и организатор множества театральных форумов. Скажите, а есть ли уже у фестиваля «Островский – FEST» своя уникальность?

– Казалось бы, к чему театру и городу, который уже имеет, по крайней мере, один большой фестиваль «Горячее сердце», еще один театральный фестиваль? Когда эта идея возникла, и мы ее обсуждали, мне хотелось, чтобы город Кинешма, его жители получили еще одну яркую светящуюся точку на карте международных фестивалей.

Обычно международные фестивали в России, если речь идет не о двух столицах, содержат спектакли из разных концов огромной страны. Для того, чтобы фестиваль мог считаться международным, обычно приглашаются ближайшие соседи, допустим, может быть один белорусский спектакль. В результате получается, что большинство фестивалей числятся международными, по сути таковыми не являясь.

Мне очень хотелось, чтобы те люди, которые сидят в зрительном зале, оказались как будто бы в цветнике, среди разнообразных и прекрасных цветов.

Я прекрасно понимала, что бюджет фестиваля не сможет позволить себе принять большие спектакли, поэтому идея устроить фестиваль камерных форм показалась мне наиболее разумной. Потому что «мал золотник, да дорог», как говорит старая русская пословица. Кроме того, не от количества людей на сцене зависит впечатление, которое получит человеческое сердце. Такой была идея.

А как же воплощение? Сама по себе программа фестиваля абсолютно уникальна. Здесь представлены многие далекие страны. А что безумно трогательно – эти актеры, которых мы видим крупным планом, поскольку это малые формы и видно каждого из них. И эти актеры приехали из дальнего зарубежья абсолютно за свой счет, не обязательно за счет своего кармана, но за счет своего государства.

Это замечательные люди первого ряда своей профессии не попросили никакого гонорара за свои выступления. Получается, что на алтарь красоты и большего понимания друг друга многие люди положили свое время, свой труд и свою душу. И плохим этот фестиваль оказаться уже не может.

– Вы уже посмотрели спектакли, каково Ваше мнение? И по какому критерию происходил отбор?

– Большинство спектаклей, которые здесь есть, зарубежных, я видела. И я уверена, что качество этих спектаклей необыкновенно высоко. С этим согласятся и мои коллеги, члены Экспертного совета. По поводу критериев. Тут нет «вкусовщины» – что-то нравится Нине, что-то нравится Кате, Петру, Ивану или Джону. Эти спектакли должны сочетать в себе следующее. Первое – они должны быть высокопрофессиональными. Второе – они должны быть понятны и интересны людям, которые пришли в зрительный зал. Они рассчитаны не на некую театральную элиту, которой, впрочем, не существует. Истинное искусство одинаково воспринимается человеком, независимо от его социальной позиции. Третье. Эти спектакли должны учить нас любви. Учить каждого из нас надо, пока мы живы. В конечном счете, мы должны становиться лучше, выходя из зала. Если этот результат достигнут, то тогда полностью достигнута та цель, которую ставили перед собой создатели фестиваля.

 

– Какие спектакли произвели на Вас особое впечатление?

– Многие видели спектакль азербайджанского актера Шовги Гусейнова «Контрабас». Сыграно с подлинно южным темпераментом, это история одинокого человека, однако по-своему счастливого. В его жизни есть не только недостижимая Сара, которую он любит, но и музыкальный инструмент – контрабас, есть музыка, которая течет через него и делает его счастливым. Это очень трогательная, очень человеческая история.

Второй спектакль, который произвел на меня впечатление, это спектакль Татьяны Хазановской из Израиля «Царские письма». Это история из седой древности рассказывает о мужестве молодой женщины; история интересная, абсолютно подлинная, ведь эти персонажи существовали в реальности. И в том, как это сделано Татьяной, присутствуют интересные вещи. С одной стороны – это пластический спектакль, она аутентично двигается как человек своего народа – кровь есть кровь. С другой стороны, она на очень хорошем, интеллигентном русском языке говорила и параллельно танцевала. Это бывает редко, когда актер одновременно танцует и говорит. Это трудно даже физически. А самое главное – мы почувствовали дыхание тех древних времен, жестокости и бескомпромиссности.

– Еще на этапе подготовки к фестивалю не возникала ли мысль, что наш зритель не примет и не поймет камерные формы, ведь мы больше привыкли к большим спектаклям, академическому искусству?

– В течение последних двадцати лет волею судеб я занимаюсь больше монотеатрами. Так оно сложилось. Я заметила очень интересную вещь. Во времена моей юности сообщение, что ты идешь в театр на моноспектакль, вызывало удивление. Человек, не связанный с театром, говорил: нет, я не стану смотреть целый час одного актера на сцене.

За последние пятнадцать лет точно что-то изменилось, и изменилось радикально. На подступах к театрам в городах мира, где проходят фестивали моноспектаклей, люди спрашивают, нет ли лишнего билета или пропуска. И ни у кого не возникает мысли, что это скучно. Зритель жадно всматривается в этого одного человека на сцене и пытается понять его душу. Я для себя пыталась объяснить, чем вызван этот феномен? Мне кажется, что дело в том, что сегодняшняя цивилизация и технический прогресс дают такое оглушительное количество информации, информации массовой; мы всегда видим демонстрации, митинги, толпу. Человек устал от этого и хочет исповедальности. Исповедь в храме происходит между двумя людьми, а исповедь наедине со всеми делает актер. Уникальная вещь! Ты можешь с ним соглашаться или нет, но ты приобретаешь личный опыт, о котором тебе рассказал один человек.

– На открытии фестиваля было заявлено, что если все получится, то это театральный форум может стать ежегодным. Есть ли к этому предпосылки? Все ли получилось?

– Я убеждена, что фестиваль получился и фестиваль станет ежегодным. Я не принимала участие в разработке его названия. Оно означает, что фестиваль посвящен великому Островскому, но не показывает его спектакли. И нас, у организаторов, возникла мысль – как скорректировать эту ситуацию? Ведь она создает некую неловкость – публика ожидает Островского! Поэтому оставим название «Островский – FEST», а в скобочках в программе будет написано «Звездопад над Волгой». В августе же бывают звездопады! А к вам приезжают звезды и будут приезжать!

Оставьте комметарий

Или войти с помощью:  

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *