«Не скрою: год был непростым»

Большая пресс – конференция губернатора П.А. Конькова об итогах года, успехах, проблемах и планах на будущее.

Губернатор Ивановской области Павел Алексеевич Коньков встретился с журналистами государственных городских и районных газет – их в регионе 21. Во вступительном слове глава региона подвел итоги уходящего года в экономике и социальной сфере.

Не скрою: год был непростым, если говорить об экономическом развитии, – сказал губернатор. – Но снижение показателей в отдельных отраслях было предсказуемым, а потому поддавалось контролю и оперативной реакции. Наряду с этим был ряд отраслей, которые, несмотря на кризисные явления, сработали неплохо – это сельское хозяйство и пищевая промышленность, у темпов строительства жилья также положительная тенденция.

Глава региона отметил, что области удалось перестроиться в условиях санкционной экономики: сельхозпредприятия освоили новые ниши, товаропроизводители все активнее продвигают продукцию на региональном рынке, а по отдельным видам – мясу птицы, яйцу, молоку и молокопродуктам – область или уже обеспечивает себя полностью, или близка к этому. Показатели урожайности некоторых хозяйств приблизились к уровню ведущих сельскохозяйственных регионов страны.

Сегодня хлебом мы в состоянии кормить себя из своего зерна, – заявил П.А. Коньков. – Естественно, в рамках конкуренции это не исключает присутствия на нашем рынке и других производителей, но это не критично. Если допустить невозможное: вдруг закроем свои границы – поверьте, граждане без хлеба не останутся.

Что касается социальной сферы, то, по словам П.А. Конькова, в области в полной мере выполнены «майские указы» президента относительно зарплат работников бюджетной сферы. Все свои социальные обязательства регион четко выдерживает, выполнит их и в следующем году, необходимые средства в бюджете запланированы.

В 2015 году полностью ликвидирована очередь в дошкольные учреждения для детей от 3 до 7 лет.

Важным социальным фактором губернатор назвал рост рождаемости.

Безусловно, хотелось бы, чтоб эта тенденция продолжалась. В этом плане решение президента Владимира Путина о продлении как минимум на два года программы материнского капитала, безусловно, будет хорошим подспорьем, – отметил глава региона.

Среди проблем П.А. Коньков назвал значительное снижение темпов развития машиностроения.

Непростые процессы идут и в легкой промышленности, но там все-таки темпы падения я оценил бы как умеренные, машиностроение упало сильнее. Частично это связано с тем, что основная часть нашего машиностроения нацелена на строительную отрасль, а она в стране испытывает очень серьезные проблемы.

Далее П.А. Коньков подробно охарактеризовал ситуацию с двумя самыми проблемными предприятиями – это ивановские завод автокранов и домостроительная компания группы СУ-155. По обоим предприятиям вопросы решаются на федеральном уровне.

Ситуация контролируемая, все необходимые решения приняты, дело – за реализацией, – сказал губернатор. – Я надеюсь, что ожидаемый финансовый поток оживит работу еще двух заводов группы СУ-155 – это вичугский машиностроительный и кохомская «Строммашина».

Говоря о задачах на 2016-й год, П.А. Коньков сказал, что они четко обозначены в Послании президента России Владимира Путина Федеральному Собранию.

Да и сама жизнь, текущая ситуация в экономике подсказывает. Считаю, что далеко не все еще мы сделали для укрепления своей экономической базы. Эта задача и раньше стояла на повестке дня, но в сложнейших экономических условиях необходимо искать новые решения, в том числе по стимулированию дальнейшего развития бизнеса, защите прав предпринимателей, импортозамещению, поддержке наших системообразующих предприятий и сохранению коллективов.

В социальной сфере – это поддержка наименее защищенных категорий граждан, переход на адресную социальную помощь и выполнение «майских указов», развитие высокотехнологичной медпомощи, работа по обеспечению доступности дошкольного и школьного образования.

Подчеркну, что тезисы Послания правительством области отрабатываются и будут безусловно приняты к неуклонному исполнению.

Затем Павел Коньков ответил на вопросы представителей газет. Мы отобрали для публикации те из них, которые, на наш взгляд, могут быть более интересны кинешемцам.

Учитывая сложное финансовое положение, не будет ли свернут или отложен проект по строительству комбината химического волокна в Вичугском районе?

– Я напомню, что мы этим проектом занимаемся уже пять лет и фактически вышли на завершающую стадию. Сегодня проект прошел государственную федеральную экспертизу, выделена земля под это предприятие, все документы тщательно изучаются «Внешэкономбанком», который, мы надеемся, будет основным кредитором. Думаю, что в ближайший квартал мы должны выйти на какие-то конкретные решения. Для меня и для правительства области этот проект важнейший, я связываю с ним развитие текстиля на территории региона, мы разрабатываем планы по созданию вокруг этого предприятия индустриального парка.

Одним из основных проектов в текстильной отрасли является строительство комбината синтетического волокна. А будет ли оказываться поддержка предприятиям, которые традиционно работают на хлопке? Многие из них являются градообразующими, и все изменения на этих предприятиях самым непосредственным образом сказываются на социально-экономическом положении тысяч людей.

– Мы безусловно понимаем, что для наших небольших городов наши текстильные фабрики значимы. На них работают сотни и сотни людей. Я неоднократно заявлял о позиции правительства в этом плане: говоря о приоритетном проекте, мы вовсе не имеем в виду, что нужно отказываться от традиционного текстиля. Это наша базовая отрасль, и сегодня только на крупных предприятиях области работает около 35 тысяч человек. С учетом малого бизнеса я оцениваю, что существование примерно ста тысяч граждан связано с текстильной промышленностью. Поэтому никакие меры поддержки убраны не будут. Насколько мне известно, и в федеральном бюджете выделяется порядка миллиарда рублей для поддержки легкой промышленности, там и компенсация процентной ставки по кредитам на сырье, и инвестиционные поощрения… Я еще раз подчеркну: текстиль – это наш бренд, это наша жизнь, где-то душа ивановцев.

В Пучеже есть салон-магазин «Ришелье». Предприятие изготавливает продукцию из льна. Но работают пучежские вышивальщицы на белорусском льне. А ведь когда-то Пучежский район называли «краем голубого льна». Есть ли надежда на возрождение льноводства в Ивановской области?

– К этому вопросу я подхожу абсолютно экономически.

Выращивание льна – это определенная сельскохозяйственная проблема. Лен очень сильно истощает почву, и нежелательно его возвращать на то же место ранее чем через пять лет. Поэтому нельзя создать чисто льноводческие хозяйства, которые постоянно бы выращивали лен.

Вторая серьезная проблема – это первичная переработка льна. Льностресту экономически невыгодно возить дальше чем 60-70 км от места его произрастания. Исходя из этого, я не очень оптимистично смотрю на возможность выращивания льна в большом количестве в Ивановской области. У регионального правительства нет ресурсов, чтобы завести на территории области большую программу по льну. Сегодня и Российская Федерация не планирует какие-то серьезные вложения в эту отрасль. Но подчеркну: сегодня ни «Ришелье», ни Яковлевскому льнокомбинату ничего не угрожает, а в дальнейшем вопрос расширения посевов льна надо изучать.

Планируется ли какая-либо поддержка небольших сельхозпредприятий? В федеральные программы из-за малого производственного объема их не возьмут. Государственная помощь через кредиты только разоряет хозяйства. Но такие предприятия на селе дают людям работу, дают жизнь селу, деревне.

– Пока я вижу один способ – это грантовая поддержка. Грантами, которые у нас есть, предприятия достаточно активно пользуются. Сегодня на эти цели из бюджета выделено 13 млн. рублей. Я на эту тему размышляю, и вполне возможно, что в перспективе эту финансовую помощь будем увеличивать.

Один из вариантов развития села – фермерские хозяйства. Я сам знакомился с работой фермерских хозяйств, которые также получали гранты, очень эффективно их использовали и выпускают великолепную экологически чистую и вкусную, пользующуюся одобрением покупателей, продукцию. Поэтому мы грантовую помощь сокращать не собираемся.

Каким Вы видите здравоохранение в отдаленных районах области? Что планируете предпринять?

– Мы все прекрасно понимаем, что в удаленных муниципалитетах мы не можем создать больницы и поликлиники городского уровня с полным наличием разностороннего медицинского персонала. У нас есть опорные больницы, где оказывается весь спектр медицинской помощи. Поэтому я сегодня под доступностью медицинской помощи понимаю несколько моментов. Во-первых, это лечебные учреждения типа ФАПов и приемы врачей на местах. Во-вторых, необходимо дополнить эти приемы регулярным выездом бригад из центральных больниц. И третье направление в работе – это доставлять пациентов на муниципальном или областном транспорте до тех лечебных учреждений, где они должны лечиться. Позапрошлый год мы приобрели 20 автомобилей для этих целей. Будем в зависимости от бюджета смотреть и дальше на этот вопрос. Если мы эти вопросы разрешим, то получится, что высококачественная медицинская помощь придет в каждый отдаленный уголок.

В Гаврилово-Посадском районе подвоз учащихся к месту учебы осуществляют 10 школьных автобусов. Начиная с 2016 года требуется их постепенная замена, так как они уже выработали свой ресурс. Будут ли в следующем году проходить мероприятия по обновлению парка данного спецтранспорта?

– Согласно нормативам для подвозки детей нельзя использовать транспорт старше 10 лет. На мой взгляд, в наших экономических условиях здесь некоторый перебор. Если машина находится в нормальном состоянии, почему нельзя продолжать ее использовать, выпускаем же мы в полеты самолеты которым по 45 лет, если они прошли необходимое техническое обслуживание? Я с этим вопросом еще год назад обратился к председателю правительства Д.А. Медведеву, обсуждал этот вопрос с вице-премьером О.И. Голодец. К сожалению, федерация сегодня каких-то особых средств на это дело не нашла. Поэтому в том, что заменять транспорт надо, сомнений нет, а вот путь решения этого вопросы мы сейчас в областном правительстве изучаем.

Ваша оценка реализации программы переселения граждан из аварийного жилья.

– Программа достаточно важная. Реально аварийных домов у нас много. Сегодня мы переселяем граждан из домов, которые зафиксированы как аварийные на 2016 год. Существует несколько очередей этой программы. Сказать, что я полностью удовлетворен реализацией программы, нельзя. Мы неоднократно подвергались критике. Не сразу нашли оптимальные проекты домов, которые были бы качественными и обеспечивали необходимые функции. Но в целом за последний год мы стали подтягиваться. Думаю, еще год, и мы войдем в график, и программа, которая существует, будет завершена.

Параллельно программе переселения из аварийного жилья существует программа капитального ремонта. В эту программу не могут войти дома с износом свыше 70%. Получается, что часть домов зависла между двумя программами. Поэтому считаю насущной потребностью продление программы с участием средств фонда ЖКХ. Конечно, область должна и сама этим заниматься, но финансово – это большое бремя, каждый дом – это около 100 млн. руб., а домов – сотни.

Не скажутся ли кризисные явления в экономике на финансировании содержания и ремонта дорог, на состояние которых и так много жалоб.

– Дорожный фонд формируется по своим правилам и входит в областной бюджет по самостоятельному источнику. Я допускаю некоторое сокращение федеральной части, но пока не принципиально. Другое дело, что даже этого объема дорожного фонда, который вырос существенно, конечно, не хватает, чтобы обеспечить всех наших потребностей по ремонту. Нам, условно говоря, надо в год ремонтировать 10 процентов дорог. Это примерно 450 км, мы пока ремонтируем порядка 220. Желательно бы больше денег направлять, но каких-то катаклизмов против прошлого года не предвижу.

Будет ли продолжена реконструкция берегозащитной дамбы в Юрьевце?

– В последние несколько месяцев в этом вопросе произошли серьезные подвижки: федерация начинает рассматривать эту дамбу как свою. Сегодня дамба на балансе Юрьевецкого района, но ни Юрьевецкому району, ни Ивановской области содержать ее не под силу. Я считаю, что это сооружение федерального значения, оно служит прежде всего федерации: горьковская электростанция не является собственностью Ивановской области, и мы никаких дивидендов с ее работы не получаем. Поэтому я надеюсь, что эту проблему удастся решить.

Будет ли в 2016 году продолжена газификация Юрьевецкого района?

– В областном бюджете 2016 года предстоит изыскать необходимые средства для графика синхронизации с планами «Газпрома». Юьевецкий газопровод в этом графике сегодня есть. «Газпром» в ближайшие два года направит в область 700 млн. рублей, из которых существенная часть на юрьевецкий магистральный газопровод.

В этом году фестиваль Лухского района «День лука» был выведен на областной уровень, праздник прошел достойно. Более того, сюжет с «Луком-лучком» получил свое продолжение: житель района побывал в Москве на съемках у Урганта. Как вы думаете, может быть стоит вывести «День Лука» на новый уровень – общероссийский? Лухский лук, например, пользуется устойчивым спросом не только в Ивановской области, но и за ее пределами.

– На общероссийский уровень вы фестиваль уже вывели независимо от моего желания. Признаюсь, что каждый год я прошу главу Лухского района привезти мне пакетик лухского лука, для того чтобы посадить его на своем огороде. Что касается моего взгляда на ситуацию в целом, то любые подобные мероприятия, касающиеся Ивановской области, безусловно, развивают имидж нашего региона. Хотя критические замечания на это тоже имеются, если происходит какое-то «шутейное» действо. Но если мы с вами будет рассматривать ситуацию как отдельный акцент в сфере развития туризма, то достаточно часто туризм развивается как раз на подобных шутках, порой даже балаганных действиях. Главное, чтобы это было интересно людям. А «Лук-лучок» оказался интересен не только нашим гражданам, но и жителям других крупных регионов, в том числе Москвы. Поэтому я готов рассмотреть предложения, в том числе и Лухской районной администрации, для того, чтобы придавать этому празднику каждый год все большую значимость. И пусть Ургант, пусть кто угодно едет к нам, прославляет наш «Лучок», нашу область и Лухский район.

В ряде районов области произошло объединение сельских поселений. Не планируется ли реорганизация муниципальных районов путем присоединения, объединения?

– На мой взгляд, то, что у нас образовалось 178 поселений. это избыточно много. Важное требование к поселению – это относительная финансовая самостоятельность. А когда даже на зарплату аппарата администрации нужно получать дотацию, то какое это поселение? Поэтому сокращение числа поселений в планах есть, потому что надо как-то оптимизировать расходы на управление.

Что касается районов, над некоторой оптимизацией мы думаем. В моем представлении руководство поселений, являющиеся центром района, и руководство района часто друг друга дублируют. Есть определенная проблема там, где городские округа не являются центрами муниципальных районов – есть определенный тормоз развития прежде всего городских округов с точки зрения, например территории.

В области опробованы разные формы. У нас с вами есть, например, Фурмановский район, где город Фурманов не является городским округом и не является самостоятельным муниципальным образованием, и в целом район успешно функционирует. Есть другая практика: Вичуга и Вичугский район, Кинешма и Кинешемский район. Мы сегодня аккуратно размышляем над возможностью подобного объединения. Других форм объединения у нас пока не родилось.

Прошли масштабные муниципальные выборы, вместо сити-менеджеров у нас теперь полновластные главы городов и районов. Работа с ними у правительства будет строиться так же, как раньше? Есть ли у нас соответствующая вертикаль и что будет требовать губернатор от новых глав?

– На мой взгляд, существовавшая ранее схема несла на себе некоторые издержки. Люди порой начинали путаться: к кому обращаться – к главе района? к главе администрации? Я считаю, что этот вопрос, особенно для небольших районов, совершенно правомочен. В целом, на мой взгляд, выборы прошли нормально, достаточно организованно. Сейчас завершается этап назначения новых руководителей исполнительной власти. Требования у меня к руководителям районов в сути своей не изменились, они достаточно просты: на территории города или района, пусть это громко прозвучит, но должны соблюдаться права граждан, исполняться акты государственной власти и, конечно, главы должны работать над развитием своих муниципалитетов. Я в целом удовлетворен сегодня корпусом людей, которые возглавили районы.

Какие периодические издания Вы читаете? В электронном или бумажном виде?

– Книги предпочитаю читать в бумажном виде, газеты, журналы, к сожалению, – в электронном виде. Есть перечень периодических изданий, которые я просматриваю каждый день. Среди них: основные СМИ ивановского региона, а также канал РБК, журнал «Эксперт», газеты «Ведомости» и «Коммерсант». Для меня важны аналитические материалы, которые присутствуют на страницах этих изданий.

«Приволжская правда» адресовала губернатору следующий вопрос:

Павел Алексеевич, кинешемцы с большим интересом летом этого года следили за проектом возобновления пассажирского сообщения по Волге по маршруту Кинешма – Кострома. Будет ли в следующем году продолжена работа в этом направлении, есть ли новые идеи?

– Прежде всего напомню, что развитие туризма является одной из приоритетных задач правительства области, в том числе с точки зрения развития экономики. Я не мыслю развитие ивановского туризма без развития туризма волжского, потому что Волга протекает на протяжении 170 км по территории региона, и вдоль нее расположены совершенно уникальные природные и архитектурные объекты, да и просто люди с удовольствием проводят на ее берегу много времени.

Я сам с детства много времени проводил на берегу Волги и хорошо помню, когда каждый час шло какое-то скоростное судно: от Ярославля до Кинешмы, от Костромы до Кинешмы и прочее, и прочее.

Я считаю, что если мы всерьез занимаемся развитием туризма, мы должны возобновить пассажирское сообщение по Волге. Транспортное сообщение, которое мы пытаемся организовать (к сожалению, не без некоторых издержек) – это наш первый опыт. Если мы хотим всерьез подходить к этому вопросу, мы должны как минимум получить два судна, чтобы рейсы были постоянными.

Проблема, которая перед нами стоит сегодня, в том, что в обозримом будущем это сообщение не сможет стать экономически окупаемым и нам придется тратить определенные средства из бюджета. Сегодня правительство области решает бюджетные проблемы по этому вопросу. Но это нисколько не изменяет моего кредо, что скоростные суда должны по Волге ходить. Для меня перспектива – движение от Пучежа до Плеса, в идеале – дальше, до Костромы, чтобы к нам и с той стороны люди приезжали, на подводных ли крыльях, на водометных ли судах, оно должно быть. Поэтому мы над этим продолжаем работать и поближе к навигационному сезону более конкретные наши планы озвучим.

Оставьте комметарий

Или войти с помощью:  

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *