Кинешму фотографы облюбовали давно
К 60-летию со дня рождения безвременно ушедшего Игоря Станиславовича Дюпинского (1963 – 2022), историка, археолога, краеведа, коллекционера, представляем фрагмент из его неопубликованной книги «Истоки».
КИНЕШМУ ФОТОГРАФЫ ОБЛЮБОВАЛИ ДАВНО. ВЕРОЯТНО, ПЕРВЫМИ ЗДЕСЬ БЫЛИ ГОЛЬДФЕЙНЫ.
Основал фотодинастию двинский мещанин Гольдфейн Мордух Лейбович в г. Шуе – «Новая фотография», которую его сын Мейер Мордухович был вынужден закрыть в 1871 году (свидетельство от 5 июня 1869 г. было выправлено на имя его отца Гольдфейна Мордуха Лейбовича и было уже просрочено) и открывает дело в Кинешме. На паспарту его фоторабот есть надпись: «Существует с 1863 г.». Это самая ранняя из четырех дат (также на паспарту мы видим и другие даты. Всего их было четыре – 1863, 1867, 1868 и 1883 гг. Из-за чего произошел такой разброс дат, неизвестно). В 1883 году Гольдфейн получил разрешение на открытие мастерской, а в 1899 году был записан в малярный цех как фотограф и «живописец вывесок».
Его дело продолжили сын Мирон Мейерович Гольдфейн, а после Мирона – его сын Иона Миронович (1872 – 1949), работы которого были удостоены высочайшей похвалы великого князя Константина Константиновича, а также диплома и награды Академии художеств в Париже. Иона Гольдфейн был членом Русского фотографического общества.

Фотография №1 на ул. Ленина, 27. Фото В.Ф.Баранова. 1953 год. В 1920-е годы здесь находилась фотомастерская Гольдфейнов.
Иона Гольдфейн работал в нескольких поволжских губерниях – Саратовской, Нижегородской и Костромской губернии, в Камышине, Вольске и Хвалынске (города Самарской губернии) выпускал еще и видовые открытки тамошних мест. По оценкам кинешемского краеведа Андрея Осокина, Иона Гольдфейн перебрался в те края до 1910 года.
В 1924 году вся семья полностью переезжает в Саратов, где Иона Миронович работал фотографом на различных предприятиях, а начиная с 1930-х годов и вплоть до конца жизни трудился в основанной им лаборатории в Саратовском медицинском институте. Он один из родоначальников цветной фотографии в Саратове.
В Кинешме фотомастерская Гольдфейнов находилась на ул. Песочной в доме Поленова, а на Московской улице был открыт магазин «Труд»*, где продавались видовые открытки Кинешмы. В ассортименте также были канцелярские товары и фотопринадлежности, а еще Гольдфейны были единственными в Кинешме представителями известнейшей фортепианной фирмы немецких саксонских мастеров и фабрикантов Шредер.
Но уехали из Кинешмы не все Гольдфейны – осталась сестра Ионы Гольдфейна – Евгения Мироновна Гольдфейн, до революции проживавшая в доме Смольяниновой-Новиковой (угол Овражной и Московской улиц) и служившая заместителем городского врача Кинешмы Федора Порфирьевича Крылова, проживавшего в доме Гоппе в Златоустовском переулке.
Гольдфейны оставили нам богатейшее фотонаследие, самое обширное среди фотопортретов кинешемцев.

Фотографии из коллекции И.С.Дюпинского. На фото слева –
Маремьяна Павловна Дюпинская, урожденная Панфилова (1891- 1958) – прабабушка И.С. Дюпинского, тетя и крестная мать Героя Советского Союза В.Д. Панфилова. 1909 год.
На других фото – неизвестные люди. Кон. XIX – нач. XX вв.
КРОМЕ ГОЛЬДФЕЙНОВ В КИНЕШМЕ РАБОТАЛИ ЕЩЕ ФОТОМАСТЕРА.
Васильев Алексей Павлович. Костромской мещанин, начавший как разъездной фотограф, исколесивший в 1890-х годах всю Костромскую губернию – Унжа, Парфеньев, Кологрив, Кадый, Юрьевец. В Макарьеве и Кинешме Васильев имел стационарные павильоны, хотя и недолго. Возможно, что сам Алексей Павлович в Кинешме не проживал, а в его салоне работали по найму кинешемские фотографы. Уже в 1903 году Васильев перебирается в Кострому.
«Фотография А. В. Мудрецова», вероятно, выходца из-под Вичуги, где в дер. Горки находились кожевенные заводы И. В. и В. Ф. Мудрецовых. Кроме Кинешмы Мудрецов занимался фотографией и в Новой Гольчихе. В Кинешме «Фотография А. В. Мудрецова» находилась на Московской улице (ныне ул. Ленина, 9).
«Русская фотография А. И. Перепелкина» работала в нескольких городах Поволжья, сам Александр Иванович проживал в Чухломе, где был уважаем тамошними жителями как часовых дел мастер и фотограф. Зимой он проводил время в собственном доме за починкой хронометров и лишь по требованию местных клиентов открывал павильон. Летом же «бродяжничал» неделями, обслуживая светописью иногородних клиентов, поэтому часы ему приносили «пользовать» лишь по острой необходимости.
Практикуя с 1871 года, к 1910-м годам он оставил практику, уступив ее молодому и энергичному Д. П. Юдину.
«Фотография И. М. Глызденко». Мещанин г. Борисов Минской губернии Иван Мартынович Глызденко в 1871 году работал в городах Костромской губернии, в том числе в Кинешме.

Паспарту кинешемских фотомастеров. Кон. XIX – нач. XX вв.
Кроме этих фотомастерских, в Кинешме работали «Фотография И.А. Сибирева», «Фотография Новикова», «Фотография жителя Эстляндской губернии Александра Бернардовича Грюнблата» в доме купца Демидова.
* Как сообщает кинешемский историк и краевед А.В.Смирнов, современный адрес дома на ул. Песочной (ныне Комсомольской), где находилась фотография Гольдфейнов, пока не установлен. Зато исследователь сообщил, что «Писчебумажный магазин «Труд»» на 1916 год располагался в доме Е.Н. Череновой – современный адрес ул. Ленина, 6. Кроме этого, после 1917 года Гольдфейнам принадлежал участок с современным адресом ул. Ленина, 27 и здесь тоже была фотография, сегодня мастерская художника Е.С.Трофимова. Редакция благодарит А.В.Смирнова за комментарий.