Дневник Николая Низова (июнь 1916 и 1925 гг.)
Продолжение публикации страниц из дневника Николая Низова, свидетеля обычных и необычных дней жизни нашего края в начале XX века.
Семья Низовых жила в Кинешме в собственном доме на Солдатской улице (ныне Горького). Улица эта называлась так потому, что в конце ее, близ пересечения с Московской (Островского), находились казармы расквартированного в Кинешме пехотного полка. Солдаты и горожане не один год были взаимно вежливыми соседями, пока однажды…
Июнь 1916 года: «По всему городу появились пьяные».
26 июня.
В городе бунт. Часть солдат ворвалась в пивные склады и стала разбивать бочки. По всему городу появились пьяные. Офицеров не слушались. Разбили несколько винных магазинов…
27 июня.
Разгром и пьяный разгул продолжается. Пьяных не поспевали таскать в полицейский участок. Посылали трезвых, и они, приходя на место, делались пьяными… Из Костромы приехала вечером карательная рота в 300 человек. Приехавшие заявили, что если порядок не восстановится, то они станут стрелять…
28 июня.
Жизнь идет нормально, но физиономии еще у многих с похмелья. За прошедшие дни многие покупали у солдат и вина, и пива, а теперь пьют.
Ну что сказать – плоды «темного» царского прошлого. Но вот проходит совсем немного времени, и наступают иные времена, появляются «новые» люди…
Июнь 1925 года: «Первыми проводниками нового быта являются…»
В одном из июньских номеров «Приволжской правды» 1925 года была помещена заметка о том, что в селе Спас-Заборье Адищевской волости (тогда это была территория Кинешемского уезда, а ныне – Костромской области), «где почти все население религиозно-убежденные фанатики, будет справляться свадьба без попов и без «Исаия ликуй». И далее: «Крестьяне ждут, что над виновниками разразится «небесный гром». Первыми проводниками нового быта являются Иван Ильич Груздев, учитель, и дочь крестьянина-середняка Вера Ивановна Буленева».
Автор заметки – тот же Николай Низов, вклеивший вырезку в дневник. Здесь же он пишет:
Вот уже кажется дня три или четыре назад сообщили, что Веру просватали за Ивана Ильича Груздева, и вот мне очень было бы желательно попасть в село на эти дни, дни, когда будут совершаться церемонии свадьбы. Но не подумайте, что я хочу попасть пировать, – нет, но мне желательно лично видеть и знать, какой здесь будет свадьба: церковная или гражданская, так как дело в том, что Груздев считается учителем в волости передовым, то есть новатором, и кроме того он и комсомолец местной ячейки и едва ли даже не секретарь в настоящее-то время, кроме этого считает себя и безбожником, и одно время, когда я был еще в волости и имел с ним разговор, а он только еще был назначен ЗавШколой в селе, то он говорил мне, что обязательно создаст при школе уголок безбожника. И вот сейчас приближается момент, где он должен показать в действительности – кто он есть?! Действительно ли он учитель-безбожник, действительно ли человек-новатор, человек нового быта и может ли носить звание члена коммунистической молодежи. Вот все это заставляет меня сходить туда, а потому и желательно мне попасть на канун свадьбы…
Желание Н.Низова исполнилось: он побывал на «новой» свадьбе, хотя вся «новизна» ее сводилась лишь к тому, что «без попов», а все остальное…
Гуляют около дома жениха. Пляшут, поют, ругаются. Наиболее выделяются, конечно, Ф.И.Груздев, который выбирает, где побольше лужа и грязь, и начинает тут танцевать. Пьян, конечно, в дрезину. Не лучше, а даже много чище был Григорий Соколов, а также Фрол Нестерович. Первый был весь растрепан и в грязи, от второго же слышался все время мат…
Да, нелегки были шаги к «новому быту»…
Редакция благодарит Г.С.Калинину за разрешение опубликовать страницы дневника своего дяди Н.Н.Низова.