Дневник Николая Низова (декабрь 1915 года)

Декабрь 1915 года: «Но вот наступили и праздники, и для меня начались одни удовольствия и развлечения: театр, лото, карты и другие игры…».

16-летний учащийся Кинешемского Высшего Начального училища Николай Низов сделал запись о посещении городского театра.

Ходил в городской театр. Ставили там «Разрушение Помпеи». Вещь историческая. Должен остановиться и сказать несколько слов о театре. Еженедельно по воскресеньям ставились так называемые детские, или ученические, спектакли. Дня за два до этого по всем школам рассылались бесплатные билеты, в общем у нас падало на каждый класс по 4-5 билетов. Репертуар был строго подобран, и редко можно было видеть какую-либо жизненную драму – более шли классические вещи или же фантастически-сказочного содержания, но все ж вещи хорошие.

Почти через десять лет, в 1924 году, редактируя дневник, Николай Низов добавил к этой записи следующие воспоминания:

Хотя уже прошло и много лет, но еще и до настоящего времени не изгладились у меня из памяти виденные мною постановки: «Ревизор», «Мертвые души», «Женитьба» – Гоголя; «Гамлет», «Разбойники» – Шиллера, а первая Шекспира; «Нерон», «Разрушение Помпеи» и многие другие.

В двенадцать часов в фойе театра было полно: прохаживались гимназистки, реалисты, мы (из городских училищ), также были ученики приходских школ. Но среди учащейся молодежи мелькали и взрослые со своими детьми. Все прохаживались, подхватившись по нескольку человек под руки. Кругом шел несмолкаемый гул голосов, и звонкий серебристый смех раздавался то в одном, то в другом месте… Но вот раздавался первый, а за ним второй звонки, и все устремлялись к входным дверям в зрительный зал, боясь, как бы не заняли их места. В особенности устраивали давку и толкотню мы, младшего возраста, хотя распорядители – дежурные учителя и успокаивали, что никто не займет наших мест и торопиться не нужно. Спектакли затягивались до 4-5 часов вечера, и все были ими довольны. Устраивались они главным образом для того, чтобы ближе дать понятие и познакомить учащихся с драматическим искусством в литературе. Когда мы читали, например, сочинения драматурга Островского, то мы еще не так представляли выведенных им героев, как они были на самом деле. Через эти спектакли в каждом человеке закладывалось семя любви к театральному искусству… Но если театр имел воспитательное значение, то он служил и местом сближения, местом знакомства между молодежью. Только через него многие узнали, что такое есть общество и почему оно имеет такую притягательную силу, что, раз побывавши, тебя тянет туда и в другой раз. Театр раньше отчасти был тем, что взял у него сейчас клуб, а именно, как я уже сказал, местом сближения молодежи… Впоследствии, когда мы уже стали из отроческих лет переходить в юношество, то театр нас стал знакомить и с самой жизнью, с жизнью такой, как она есть на самом деле. Хотя нам и запрещало школьное начальство ходить на вечерние спектакли, все же мы, переодевшись в штатские костюмы или в костюмы знакомых нам товарищей-чиновников, а то и просто уличными мальчишками, пробирались (за 7-10 коп.) на галерку и там находясь смотрели на то, что для нас было запретным. Среди нас были переодетые и реалисты, и мы, из Высших Начальных училищ, и гимназистки – и все представляли из себя скорее какую-нибудь уличную или рабочую молодежь, но никак не учеников. Как сейчас помню, как мы смотрели драму «Чертова птица». Сюжет был из жизни одного авиатора, очень бедного, но горящего жаждой изобретений. Конечно, здесь немалую роль играла и любовь, и только благодаря ей произошла трагическая гибель нескольких человек…

19 декабря.

Как ни хорошо – школа, но все без исключения ждут каникулы с каким-то нетерпением, и когда приблизится день роспуска, то каждый час, каждая минута считается и провожается с каким-то облегчением в душе…

Ходил в библиотеку при старой школе, и там набрал на все святки книг…

22 декабря.

Дома прибирка…

Но вот наступили и праздники, и для меня начались одни удовольствия и развлечения: театр, лото, карты и другие игры… С Минькой Кошельковым (часто упоминаемый в дневнике друг Н. Низова – прим. ред.) мы купили бертолетовой соли, серы, угля и стали приготовлять бенгальские огни. Наделали свечей, конусообразных фигур с извержением в виде фонтана и шутилок-лягушек, т.е. снарядов, которые, когда фитиль дойдет до состава, начинают прыгать и хлопать. Когда на них смотришь, то делается и любопытно, и страшно, так как любопытно: какое впечатление произведет она на окружающих, ничего не подозревающих, своим выстрелом, и страшно: вдруг да она прискочит, и прямо на тебя, и тут последует второй выстрел…

С утра, если некуда было идти, то садился за учебники и готовил уроки, которых задавали почему-то на эти дни больше, чем следует, и этим нарушали нормальный отдых, в особенности устными или повторительными работами…

***

Накануне Нового года мы с Минькой Кошельковым, его братом и другими сверстниками начали сначала гадать, а потом пошли в церковь. Дорогой стучали или слушали под окнами, что говорят, спрашивали, как зовут встречных, жгли фейверок и т.д…

Оставьте комметарий

Или войти с помощью:  

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *