Белые платочки – символ доброты, или по ту сторону общества

Женская колония. При ее упоминании  возникает ощущение тревоги.  Жизнь  за колючей проволокой многим знакома только по фильмам.  Жизнь суровая, точнее даже не жизнь, а борьба за выживание. В рамках пресс-тура, организованного областным управлением Федеральной службы исполнения наказаний, я, журналист «Приволжской правды», побывала в кинешемской женской колонии №3  и сейчас  для наших читателей приоткрываю завесу на ту сторону общества.

«Для нас они просто ученики»

Пройдя строгую проверку, входим на территорию колонии. Тишина и ни души. Начало рабочего дня – все  заняты на производстве и учебе. Проходя мимо здания, через большие окна видим, как кипит работа  в швейном цехе: мелькают многочисленные белые платочки.

В дороге инспектор по воспитательной работе рассказывает нам об осужденных.  Сегодня тема разговора – получение образования в условиях лишения свободы.  Большинство женщин, которые оказываются здесь, не имеют образования, причем не просто профессионального, а даже основного общего.  Некоторые вообще приходят сюда абсолютно неграмотными:  не умеют ни читать,  ни считать. Поэтому в колонии работает полноценная средняя школа. В этом году в начальных классах обучаются десять человек и почти по сорок – в основной и средней школе.  Получить образование до 30 лет необходимо по закону, а кто старше – может стать учащимся по желанию.

Заходим в школу.  Внимание привлекают стены длинного коридора, на которых висят живописно оформленные стенды с расписанием уроков, портретами учителей, фотографиями мероприятий,  картой Ивановской области и даже гимном Кинешмы. Открытой улыбкой нас встречает симпатичная седовласая женщина, директор школы Александра Николаевна Умнова.  Из ее рассказа узнаем, что образовательное учреждение  в местах заключения не отличается от других школ. Здесь те же предметы и требования к ученикам, выдается такой же аттестат. Разница лишь в том, что за партами сидят не подрастающие девчонки и мальчишки, а взрослые люди. Еще здесь нет домашнего задания и вместо ЕГЭ в 11 классе сдают государственный выпускной экзамен.

–  Мои лучшие подопечные те, кому за тридцать. Они более осознают, для чего нужно образование.  Часто вспоминаю самого взрослого своего ученика из колонии №4 (школа размещается и в мужской колонии в пос. Октябрьский),  70-летнего дедушку. Жителю гор не довелось получить образование в свое время. На вручении аттестата пожилой выпускник заместителю директора поцеловал руку со словами благодарности. Мужчина поделился, что он так счастлив потому, что теперь может гордиться собой перед внуками, – делится Александра Николаевна.

Как оказалось, показатель успеваемости здесь ниже, чем в обычной школе, и самая распространенная оценка – это тройка. Но для таких учеников данный балл является высоким. Очень мало, кто учится на 4 и 5, а отличников  вообще нет.

– Наши учащиеся также озорничают, пользуются шпаргалками, только на переменах не бегают.  Для нас они просто ученики. Мы не знаем, по какой статье они сюда попали. У учителей нет погон, поэтому, как правило, женщины нам раскрываются, делятся наболевшим.  Мы в свою очередь стараемся уделять им больше внимания.  К некоторым относимся почти по-матерински. Даже рекомендации психологов не выполняем и продолжаем называть наших учеников по именам, – улыбается директор.  – Иначе не будет понимания и отдачи, не раскроются женщины.  Кто освободился нам часто пишут, делятся успехами. В мужской колонии заметили, что тот, кто в школу ходит, практически больше в места заключения не попадает. Меняется мировоззрение грамотного человека.

Заходим в класс: те же белоснежные  платочки, только уже не мелькают, а склоняются над ученическими тетрадями. Словно первоклассники пыхтят над каждой буковкой, каждым словом, старательно выводя предложение. Идет урок русского языка.  У доски учащаяся пытается найти главные члены предложения. С подсказкой учителя она их определяет. Сделав фотоснимки, выходим.

Нам представляют стройную 23-летнюю девушку Марию. Она без стеснения рассказывает о себе:

– В 2015 году поступила  в 7 класс. Учиться мне нравится. Оценки хорошие, правда бывают и не очень. Учителя меня хвалят и выдвигают на конкурсы и олимпиады. Я участвовала во всероссийских олимпиадах по географии и математике. Стараюсь педагогов не разочаровывать и поэтому занимаюсь собой. Прошу дать домашнее задание, много читаю, люблю поэзию,  в частности Пушкина. Одновременно приобретаю профессию. В прошлом году выучилась на швею, а в этом осваиваю профессию  наладчика.

Затем девушка, снизив тон, более сдержанно делится о том, что не довелось ей выучиться дома: жизнь пошла под уклон, а здесь она как заново родилась.

Руки золотые, значит, и душа хорошая

Следующий наш объект – это  федеральное казенное образовательное учреждение №49. Здесь осужденные приобретают профессии. В основном, как Мария, на пятимесячных курсах обучаются швейному делу и получают образование по специальности «оператор швейного оборудования».  В училище проходят обучение осужденные из колоний №№3 и 4 и колонии-поселения.

– Здравствуйте, – дружно приветствуют нас женщины, когда мы входим в кабинет теории.

Девушки учатся снимать мерки и строить выкройки.  В другом классе идет практическое занятие. Учащиеся сосредоточенно шьют небольшие детали синей ткани.  Как будут выглядеть будущие изделия, определяю по выставке работ выпускников, где представлена одежда для детей: костюмчики, юбочки,  пиджаки.

– Костюмчики детские труднее шить, чем взрослую одежду. На ВДНХ демонстрируется наша коллекция. Вот такие таланты, –  гордо произносит директор училища Николай Иванович Баранов. – Много у нас любителей – корочек не имеют, а замечательные мастера. Особенно в мужской колонии. Художники, резчики.   Талантливые люди, самобытные мастера легко осваивают специальности. Мужчины предпочитают  профессии электрогазосварщика, станочника, швейника.  Причем мужчины-швейники более усидчивее, чем женщины, поэтому и шьют мужчины лучше, скрупулезнее и  ответственнее.

Николай Иванович рассказал, что осужденные с удовольствием  приобретают специальность, проводя за занятиями по шесть часов в день. Причем успевают они и поработать. Несмотря на такую нагрузку, многие за время пребывания в колонии успевают получить по несколько специальностей. Есть в училище и родительские дни, на которых проходят открытые уроки.

В учреждении обучают по самым востребованным и высокооплачиваемым специальностям.  Наши сопровождающие, сотрудники колонии, привели в пример историю бывшей заключенной. Девушка, получив два образования – швеи и оператора, уехала в областной центр, сняла жилье, устроилась на работу, которую нашла очень быстро. Сейчас она замужем и получает 30 тысяч рублей.

Нам предлагают посмотреть производство. В просторном светлом и шумном цехе идет работа.  На нескольких длинных столах женщины раскладывают белоснежное полотно.  Другие осужденные, стоя за высокими станками, по выкройке режут ткань. Никто не отвлекается на неожиданных посетителей. Все заняты своим делом.

– Сейчас я вам покажу наши таланты, – говорит начальник отдела по воспитательной работе с осужденными Наталья Владимировна Днепровская и ведет нас на экскурсию.  – Мы готовим женщин к освобождению. Стараемся привить им те ценности, которые приняты в мире. Некоторые поступающие в колонию даже не знают, как за собой ухаживать, не знают, как утюг держать. Смотрим, на кого обратить внимание, учим манерам, направляем, чтобы получали образование. Только в этом году мы совместно со школой провели 47 мероприятий. Организуем круглые столы, концерты, выставки и даже занимаемся благотворительностью.  В закройном цехе остается много обрезков для изготовления поделок. Мы шьем игрушки для детей-инвалидов, для многодетных семей, выходим с нашими сувенирами в дома престарелых и инвалидов. Пожилые люди с радостью, часто даже до слез, принимают подарки.

В  библиотеке, а затем в комнате по воспитательной работе нам показывают произведения осужденных. Это красочные картины из бросового материала на тему осени с изображением пейзажей, женских лиц и цветов. Это выставка «туфелек для Золушки»: очаровательные, нежные, украшенные стразами туфельки для невесты изготовлены из различных материалов и даже бумаги. Это плакаты ко Дню пожилого человека, на которых изображены счастливые пожилые пары. Это рисунок с надписью «Я люблю тебя, мамочка», где сынишка крепко обнимает свою красивую маму.  Это несколько десятков мягких разноцветных зайчиков с атласными бантиками и кружевными юбочками… Покинут скоро зайчишки женскую колонию, перейдут к маленьким, а возможно, и стареньким хозяйкам, которые будут очень благодарны за такой душевный подарок.

– Когда игрушки передаем, записываем на видео, чтобы потом показать осужденным, – говорит Наталья Владимировна. – Женщины видят счастливые лица людей, начинают спрашивать: может надо и своему ребенку что-то подарить? Невдомек им было, что детишкам надо подарки делать, как вдруг что-то для них открывается: начинают с азартом свитера распускать, чтобы  связать что-нибудь своему ребенку или чужой одинокой бабушке, чтобы доставить ей радость.

* * *

Редко днем снимают белые платочки женщины. Такая форма словно предназначена к очищению женских душ, к воспитанию доброты. Можно только в жилом помещении ходить без головного убора да на длительных свиданиях с близкими.  А еще на выпускном школьном вечере, когда в торжественной обстановке девушкам в вечерних платьях вручают аттестаты, а они своим любимым учителям дарят необыкновенно красивые букеты, созданные из цветов, растущих на здешних клумбах.

 

 

 

Оставьте комметарий

Или войти с помощью:  

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *