5 октября вся страна будет отмечать Всемирный день учителя
В канун Дня учителя мы знакомим наших читателей с лучшими представителями педагогического сообщества Кинешмы. Сегодня предлагаем вашему вниманию интервью с учителем русского языка и литературы школы №2 Зоей Соловьевой. Она является победителем городского этапа конкурса «Педагог-мастер 2024» в номинации «Педагог общего образования».
– Зоя Владимировна, Вы кинешемка?
– Нет. Здесь я с 2019 года. Окончила в 2005 году Ивановский Государственный Университет по специальности «Филолог. Преподаватель», пятнадцать лет работала в Вичугской школе №11. Потом в связи с семейными обстоятельствами переехала в Кинешму.
– Педагогом мечтали стать с детства?
– Да. Была такая детская наивная мечта. Очень часто играла в учителя. С возрастом мечта только укрепилась. Наверное, оказали влияние мои педагоги из небольшой девятилетней школы в деревне Гаврилково Вичугского района. Там был очень хороший коллектив. Главную роль в моем становлении как педагога сыграл учитель русского языка и литературы Светлана Александровна Жулина. Благодаря ей я и сделала окончательный выбор в пользу этой профессии.
– Работать в школу пошли сразу после окончания университета?
– Даже раньше. Начала педагогическую карьеру еще будучи студенткой 5 курса. Преподавала всю четвертую четверть, потом защитила диплом и вернулась в ту же школу, отработала там 15 лет. Потом оказалась в Кинешме.
– Коллеги говорят, что Вы одинаково успешно работаете как с детьми способными, так и со слабо успевающими. Это талант или наработанный годами опыт?
– Наверное, больше методические наработки. С годами начинаешь больше понимать многие вещи, связанные с детской психологией. От поколения к поколению сталкиваешься с разными проблемами. Поэтому могу сказать, что сейчас я учу иначе, чем, например, пять лет назад. Считаю, что педагог должен самообразовываться, чтобы донести все нужное для детей. Поэтому постоянно учусь, посещаю курсы, чтобы овладевать новой информацией и передать ее детям.
– А чем именно дети сейчас отличаются от тех, что были пять лет назад?
– Они более свободные, открытые, раскрепощенные. Легче идут на контакт. Например, раньше на уроках дети были более замкнутыми, в основном, отвечали на вопросы и не проявляли инициативы. Сейчас они не боятся сами задавать вопросы педагогу. Причем, видно, что они действительно заинтересованы темой, их заботят разные аспекты. Не боятся выражать свою точку зрения, свои мысли. Мне почему-то везет в том, что больше работаю со старшеклассниками. Это уже сформировавшиеся личности, а раньше найти с ними контакт было тяжелее. Сейчас они более раскрепощенные, но зато менее ответственные.
– Как Вы думаете, что на это повлияло? Может быть то, что пять лет назад в этой школе Вы были новым человеком? Или это общая тенденция?
– Скорее, именно тенденция. Одно дело, если я, например, взяла пятый класс и веду его до девятого, и совсем другое, когда знакомишься с ребятами уже в старшем звене. Например, только что закончился урок в десятом классе. Я начала с ними работать только месяц назад. Моя задача – найти подход, чтобы они меня слышали, слушали и понимали. И эти ученики коммуникабельны, открыты для общения и иногда знают то, чего не знаем мы, педагоги. И мы у них можем чему-то научиться. Возможно, это связано с современными технологиями. Они быстро ориентируются в огромном объеме информации, а не только в учебном материале, который мы им даем.
– А могло ли повлиять на это внедрение новых образовательных стандартов и изменение подходов к учебному процессу?
– Скорее всего – да, потому что главный девиз новых стандартов: «Учись учиться». И дети сейчас сами могут находить нужную информацию независимо от педагога. Они очень быстро ориентируются.
– Понятно, что учителю никогда не будет легко. Тем не менее, стало ли в такой ситуации Вам легче работать с детьми?
– Не скажу, что легче или тяжелее. Скорей – интереснее. Вместе с детьми и педагог тоже самообразовывается, открывает для себя что-то новое. Трудности есть и будут всегда. Но если педагог сам легко идет на контакт с детьми, занимается самообразованием, ему будет проще найти общий язык с учениками.
– По собственным ощущениям какое слово Вам ближе – «учитель» или «наставник»?
– Я – учитель.
– То есть, для Вас самое важное – дать детям необходимые знания?
– Я учитель русского языка и литературы, но в приоритете для меня уроки литературы. Именно на них я учу детей мыслить, рассуждать, выражать свое собственное мнение, свою позицию. Уроки литературы дают возможность увидеть детей с другой стороны, открывать их души, их сердца. И самое главное – в эти души и сердца закладывать те основы нравственности, которые стоят во главе угла в настоящих литературных произведениях.
– За время работы в школе были ли у Вас ученики, которые не просто радовали своими успехами, но и вдохновляли на новые достижения?
– Да, конечно. А самое главное, мои бывшие ученики уже сейчас являются действующими педагогами. Причем, не только девушки, но и юноши. И некоторые потом признавались, что именно благодаря урокам литературы выбрали свою будущую профессию.
– Вы не только учитель-предметник, но и классный руководитель восьмого класса. Легко ли было найти контакт с ребятами?
– В пятом классе, когда я взяла этих детей, было тяжело. Ребята перешли из начального звена, где были совсем другие требования, а самое главное, был только один учитель. Здесь много разных преподавателей, и мне, как классному руководителю, было необходимо обратить на себя их внимание, чтобы они выполняли мои требования, приходили ко мне со своими проблемами. Сейчас могу с уверенностью сказать, что добилась их уважения. Они идут на контакт, и некоторые говорят, что хотят выбрать профессию педагога.
– Мы беседуем накануне Дня учителя. У Вас есть возможность обратиться к своим коллегам. Что бы Вы им пожелали?
– Самое главное помнить, что нашу профессию мы выбираем сами. Учитель – это не работа, а призвание. И хотелось бы, чтобы каждый педагог, приходя в свой кабинет, осознавал: главное – любить свою работу. И если мы ее любим, то эта любовь передается детям, и они с любовью приходят в школу. А что касается праздника, поздравляю всех коллег с Днем учителя! Желаю каждому семейного благополучия, творческих достижений и процветания, успехов и счастья! Желаю, чтобы в классе к учителю приходило вдохновение, и чтобы работа дарила как можно больше счастливых моментов! Пусть этот праздничный день будет наполнен улыбками и поздравлениями!